Аутизм у детей: признаки

Аутизм – это заболевание, возникающее в результате нарушения развития головного мозга и характеризующееся низкой способностью человека формировать социальные отношения с окружающими. Аутизм у детей может проявляться уже через несколько месяцев после рождения, но специалисты не спешат ставить диагноз в надежде на восстановление коммуникативных функций. Особенностью патологии является ее многогранность. Очень часто это осложняет постановку диагноза и методы лечения.

Причины аутизма у детей

Причины возникновения аутизма у детей до сих пор неизвестны, но был разработан и клинически подтвержден перечень гипотез о том, что может послужить толчком для развития заболевания:

  • генетическая предрасположенность;
  • мутации плода во время беременности;
  • последствия некоторых вакцин (гипотеза не нашла неопровержимого подтверждения);
  • черепно-мозговые травмы плода во время развития и ребенка в первые месяцы жизни;
  • расстройство восприятия вследствие информационной блокады;
  • нарушения в работе лобно-лимбического комплекса;
  • нарушения взаимодействия полушарий мозга;
  • неправильный обмен серотонина в организме;
  • хромосомные нарушения на стадии развития плода;
  • врожденные дефекты, возникающие ещё на стадии внутриутробного развития.

Может ли проявиться аутизм у взрослых?

Практически во всех случаях возникновения аутизма болезнь диагностируется в детском возрасте. С течением времени проявления и симптомы заболевания не меняются и не прогрессируют, как правило, они просто становятся заметнее при достижении аутистом зрелого возраста.

Причины аутизма у детей

Но в редких случаях аутизм может возникнуть во взрослом возрасте. У взрослых аутизм — это тяжелое нарушение социального взаимодействия, которое сопровождается серьезными изменениями в структуре головного мозга. Заболевание во взрослом возрасте называется атипичным аутизмом. Причины появления аутизма в этом возрасте также до конца не изучены. Нет исчерпывающего перечня подтвержденных факторов, служащих стимулом для развития болезни. Но существует ряд теорий о природе возникновения аутизма во взрослом возрасте. Причиной может стать:

  • хроническая депрессия;
  • психические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы.

Абсолютно все формы аутизма могут возникать как в детском возрасте, так и быть приобретенными впоследствии. Развитие симптомов аутизма в зрелом возрасте происходит быстро и может стать причиной тяжелого состояния больного и его психической неуравновешенности.

Какие еще симптомы аутизма могут быть у детей

Симптомы аутизма у детей, которые относятся к менее существенным:

  • Расстройство избирательного питания. Проблема избирательности в пище. Ребенок отказывается от определенных блюд или продуктов. Но эта черта часто наблюдается у многих детей до 5 лет.
  • Не смотрят в глаза, отводят взгляд в сторону. Специалисты просят учитывать культуру и нормы поведения в стране. Некоторые дети так воспитаны.
  • Не проявляет внимание, когда его зовут по имени. Это характерно и для других психических расстройств.
  • Не любит стричься, купаться или расчесываться. Попытки это сделать могут закончиться истерикой.

У 3 и 5-летних детей могут добавиться другие симптомы аутизма:

Какие еще симптомы аутизма могут быть у детей
  • Скудный наблюдаемый эмоциональный диапазон. Слабое проявление эмоций;
  • Кажется, что ребенок стал замкнутый и «уходит в себя», изолируется от внешнего мира;
  • Он не может интуитивно определить настроение и намерения других людей, даже близких с которыми проживает постоянно;
  • Избегают приближения к другим людям;
  • Плохо понимают настроения группы людей и отдельно взятых личностей. Вне зависимости от возраста и пола;
  • Не могут определять и ориентироваться в социальной обстановке;
  • Такие дети не склонны к имитации поведения;
  • Редко жестикулируют во время разговора;
  • Ограниченный словарный запас. Либо он богатый, но ребенок использует только односложные ответы и короткие фразы, будто по шаблону;
  • Неверная постановка местоимений по смыслу.
  • Мало говорят или вообще не говорят о своих эмоциях, чувствах;
  • Редко о чем-то просят и слабо выражают свои потребности;
  • Все чаще проявляется эхолалия — повтор слов за другими людьми. При этом не строят самостоятельно словосочетания;
  • Не понимают невербальное общение: язык взглядов, жестов, мимики;
  • Нет чувства опасности;
  • Любит вращать предметы, наблюдать за их движением;
  • Могут испытывать привязанность к какому-либо предмету, не обязательно игрушке.

Некоторые симптомы аутизма у детей, могут проявляться с большей или меньшей степени. Все зависит от сложности расстройства аутистического спектра. Если у ребенка высокофункциональная форма аутизма, то согласно исследованиям, в 8-15 лет их показатели в правописании не отличались от другой группы. А во взрослом возрасте, навыки в правописании даже улучшились и превзошли результаты контрольной группы. Но показатели были хуже в другом исследовании, на уровень понимания речи и суждений собеседника. Это вновь доказывает, что даже если родителям кажется, что ребенок их понял, это не всегда так. Особенно, когда они обращаются к образным выражениям и примерам. Ведь дети с аутизмом, зачастую воспринимают все буквально.

В видео вы можете узнать, как диагностировать детский аутизм.

Проявления аутизма в детском возрасте

Симптомы расстройства у детей могут проявляться уже в 3-месячном возрасте. Но чаще всего окончательный диагноз ставится не раньше, чем в три года. К этому времени отличия ребенка с аутизмом от здоровых сверстников становятся очевидными.

Полезно: Курение в период грудного вскармливания – сделайте правильный выбор

Самые распространенные признаки аутизма у детей:

  • Уже в три месяца младенец с нормальным развитием начинает узнавать знакомые лица, улыбаться, проявлять активность. Малыш с нарушением восприятия не улыбается, никого не узнает, капризничает при попытке покормить, не фокусирует взгляд на предмете;
  • У таких детей часто наблюдается бессонница. Они могут часами лежать, глядя в пространство. При этом не плачут и не капризничают;
  • Малыши с нарушенным восприятием боятся громких звуков и электрических приборов;
  • Аутизм может проявляться в отторжении от любого контакта. Если такого ребенка взять на руки, он начнет изгибать спину, чтобы его не могли прижать к груди;
  • По мере взросления наблюдается монотонность движений. Малыш может сидеть в одной позе несколько часов и раскачиваться, не обращая внимания на внешние раздражители;
  • Очень часто таких детей приводят на осмотр к отоларингологу, т. к. у них наблюдаются симптомы глухоты. Они не реагируют на громкие звуки или зов родителей. На самом деле их слух совсем не страдает, но воспринимать звук они начинают только тогда, когда он доставляет им дискомфорт;
  • Сказывается аутизм и на развитии речи. Дети начинают говорить после 2-х лет, причем сразу целыми словами и фразами. Может наблюдаться эхолалия – повторение фразы с сохранением ее структуры и даже интонации;
  • Таких детей больше привлекает общение со взрослыми людьми, сверстники им не интересны;
  • Можно заподозрить аутизм, если кроха не интересуется обычными игрушками. Его больше привлекают часы, кухонная утварь, он может бесконечно наблюдать за движением стрелок или водить блестящими предметами у себя перед глазами;
  • Основные симптомы аутизма – проблемы с общением и своеобразное восприятие окружающего мира. Иногда внимание таких детей можно привлечь, только помешав им в выполнении какого-либо действия;
  • Если у ребенка аутизм, любое изменение привычной обстановки может вывести его из себя. Отсутствие какой-то вещи на своем месте воспринимается как трагедия;
  • Пациент с расстройством восприятия может проявлять способности, граничащие с гениальностью, в определенных школьных дисциплинах, при этом другие предметы не будут даваться ему совсем;
  • У детей до года могут наблюдаться расстройства работы желудочно-кишечного тракта (запоры, вздутие живота, урчание).
Читайте также:  11.Интроверты, экстраверты, амбиверты и их характеристика

Полезно: Чем, кроме зеленки, можно мазать следы от ветрянки у детей?

Существуют методики обучения детей-аутистов, преимущественно в игровой форме, при этом каждый день такие мероприятия должны проходить единообразно и в строго определенной последовательности

Симптомы аутизма

Аутизм по-разному проявляется у разных людей. Каждый больной аутизмом неповторим.

Для того чтобы поставить диагноз «аутизм», пациент должен иметь следующую триаду симптомов аутизма:

  • нарушения во взаимной коммуникации;
  • недостаточность социальных взаимодействий;
  • ограниченные интересы, ритуальные действия, повторяющееся поведение.

По отдельности эти признаки аутизма можно наблюдать и у обычных людей, наличие же их сочетания у одного человека дает основания для предположения у него расстройства аутистического характера.

Выраженнее всего симптомы аутизма в детском возрасте, также их можно наблюдать и у взрослых, но в более мягкой форме.

Признаки аутизма изменяются вместе с возрастом больного.

В большинстве случаев признаки аутизма у детей проявляются уже в первый год жизни. К ним относят следующее поведение ребенка до 2-летнего возраста:

  • Малыш почти не улыбается;
  • Ребенок не смотрит на лица родителей;
  • Ребенок не проявляет привязанности к матери: не улыбается, когда видит ее, не плачет, когда она уходит, не просится на руки;
  • К 1 году ребенок не гулит, к 16 месяцам — не говорит простые слова, к 2 годам — не произносит простых предложений;
  • Малыш проявляет агрессивность к другим детям, не играет и не общается с ними;
  • Ребенок неадекватно реагирует на несильные раздражители (неяркий свет, негромкий шум), очень пугается при этом;
  • Малыш играет лишь с одной игрушкой или ее частью и оставляет без внимания другие игрушки.

Такое поведение ребенка еще не является признаками аутизма, но обязательно должно насторожить родителей.

В возрасте от 2 до 11 лет симптомы аутизма у детей сохраняются те же, также к ним добавляются новые:

  • Ребенок все время может повторять один и тот же звук или слово;
  • В 3-4 года знает только несколько слов или совсем не разговаривает;
  • Малыш сам не начинает разговор, не поддерживает его и не стремится к общению;
  • Смена привычной для ребенка обстановки вызывает у него тревогу. Он придерживается некоторых стереотипных действий (так называемых ритуалов);
  • Ребенок с трудом приобретает новые навыки. Достигнув школьного возраста, он не может научиться читать и писать;
  • Ребенок может проявлять интерес к какому-нибудь виду деятельности: математике, музыке, рисованию.

В 11-12 лет ребенок с аутизмом, как правило, осваивает элементарные навыки общения с окружающими, но, несмотря на это, всегда проявляет стремление к одиночеству, не имея потребности в общении.

Половое развитие аутичного ребенка протекает довольно сложно. Он может проявлять агрессию к окружающим, у него может развиться тревожное расстройство, депрессия или эпилепсия.

Признаки аутизма во взрослом возрасте зависят от тяжести протекания заболевания. Обычно они проявляются в следующем:

  • непонимание простых правил общения: человек может слишком пристально смотреть в глаза собеседнику или избегать зрительного контакта, может стоять слишком близко к собеседнику или, наоборот, сильно удалиться от него, может говорить очень громко или очень тихо;
  • обедненная мимика и жестикуляция;
  • непонимание эмоций, чувств и намерений окружающих;
  • отсутствие осознания того, что данное поведение может кого-то обидеть;
  • человек не может первым начать разговор;
  • отсутствие способности выстраивать дружеские или романтические отношения;
  • небольшой словарный запас, частое повторение определенных слов и фраз;
  • отсутствие интонаций в речи;
  • спокойствие и уверенность в привычных ситуациях, сильные переживания при смене обстановки и изменении ситуации;
  • сильная привязанность к отдельным местам, предметам, привычка.

Легкая форма аутизма позволяет человеку в 20-25 лет жить самостоятельно и независимо от родителей, в той или иной степени. Это становится возможным, если аутист имеет достаточные умственные способности и навыки общения с окружающими.

Более тяжелые формы аутизма требуют постоянного присмотра за больным его близкими, особенно в тех случаях, когда он имеет слабый интеллект и не умеет разговаривать.

Читайте также:  8 признаков девушки, которая забыла повзрослеть

Симптоматика аутизма: специфика социального расстройства

Симптомы аутизма у детей приобретают ярко выраженный характер в возрасте старше одного года. При этом признаки аутизма у детей 2, 3 и даже 5 лет практически идентичны. Профильные доктора выделяют четыре основных симптома этого расстройства:

  • отклонения в развитии социального взаимодействия;
  • нарушение коммуникативных способностей;
  • поведение, отвечающее определенному стереотипу;
  • ранние признаки недуга.

Признаки аутизма у ребенка 3 лет уже имеют явный характер и свою специфику. Любой родитель сможет заметить отклонение в социальном развитии своего крохи. Чаще всего это определяется по поведению малыша. Так, у него отсутствует зрительный контакт. Родителям будет казаться, что при общении кроха смотрит сквозь них, оставаясь при этом «на своей волне».

Ребенок не воспринимает эмоции и зачастую не реагирует на попытки старших людей развеселить его или вовлечь в игру. Игры для таких детей также не представляют особого интереса. Сверстников ребенок-аутист зачастую рассматривает как неживые объекты. Социальных ролей в детских играх он не понимает.

Нередко признаки аутизма у детей 5 лет проявляются и в мимике. Ребенок может постоянно «надевать какую-то маску» и корчить гримасы. При этом его эмоции не совпадают с окружающей действительностью. К примеру, на смех или веселье карапуз может отреагировать плачем и наоборот.

  • Чем лечить педикулёз у детей: препараты
  • Симптомы менингита у детей и лечение

Жесты малыш, страдающий аутизмом, использует исключительно для удовлетворения своих нужд. Его не интересуют окружающие предметы, и он не познает этот мир наравне со сверстниками. Такой малыш может часами заниматься одним и тем же делом.

Игрушки, как правило, для него не представлены в виде целостного объекта. Аутист видит лишь отдельные части и концентрирует на них внимание. Такой малыш может часами рассматривать платье куклы или колесо игрушечной машины.

По мере взросления признаки и симптомы аутизма у детей приобретают несколько иной окрас, особенно когда кроха начинает говорить. Как правило, дети, страдающие таким расстройством, с запозданием начинают произносить первые слова, речь может быть несвязной. Характерным признаком аутизма считается повторение фразы целиком или отдельных ее частей. Например, рядовой вопрос папы или мамы будет воспроизведен крохой полностью или в виде отдельных слов.

Еще одной характерной чертой развития такого расстройства считается длительное повторение отдельных эпизодов. Ребенок беспричинно может долго улыбаться, мотать головой или выполнять монотонные движения руками либо ногами. Глядя со стороны на такого карапуза, кажется, что он не существует в реальности, а живет в своем мире. И при этом разобраться, что происходит у него в голове, какие мыслительные процессы и эмоции он испытывает, практически невозможно. Сделать это сможет только лечащий специалист.

Самые внимательные родители заметят признаки аутизма уже в первые три месяца жизни крохи.

Аутизм симптомы

В трех случаях из четырех это умственная отсталость, неспособность говорить, а если разговаривает ребенок, то испытывает трудности, чтоб завести первым беседу  и поддерживать ее. Как распознать аутизм? Это не сложно, больные повторяют однотипные фразы, услышанные ранее. В беседе не воспринимают юмор, а понимают все буквально без завуалированного общения.  Наблюдаются нарушения в чувственном восприятии (когда больно – молчат, а от обычного прикосновения кривятся)

Ранний детский аутизм проявляется как сосредоточение внимания на частях игрушки, так и нежелании совсем играть целой. А зачастую вообще не желают играть. Требование от близких родственников определенного порядка в режиме (ходить по одной и той же дороге, кушать в определенном порядке продукты). Маленькие дети не любят ласк от родителей, звуковых игр, не могут долго начать говорить, наблюдается задержка речевого развития. Ребенок — аутист игнорирует речь, обращенную к нему, а реагирует только на отдаленные звуки.

Болезнь аутизм в подростковом периоде не простая пора. Обычные дети тяжело переносят этот период, а аутисты вдвойне. Подростки испытывают страхи, депрессии, случаются приступы эпилепсии

Аутизм у взрослых проявляется в увлеченности определенными темами  (видео игры, игры в карты, запоминание номерных знаков на авто), отсутствие чувства юмора. Стереотипное мышление – шаблонами заранее выученными, характерны одни и те же движения – покачивания. Симптомы заболевания таковы, что 33% заболевших могут достичь успеха в профессиональной деятельности, жить самостоятельно, но все же испытывать трудности в общении с людьми. Интеллект взрослых достигает (при лечении и обучении) не выше среднего. Не более 10% взрослых людей, страдающих от аутизма, склонны совершенствовать свои способности  (запоминать стихи, рисовать, играть на музыкальных инструментах)

Классификация аутизма, разработанная в России в 1987 году

Выделяют два типа аутизма: классический аутизм Каннера (по имени врача Лео Каннера, который впервые в 1943 году описал этот тип патологии) и второй тип аутизма, при котором встречаются аутистические состояния разного происхождения

Разновидности заболевания:

1) синдром раннего классического инфантильного аутизма Каннера

2) аутистическая психопатия Аспергера

3) эндогенный и приступообразный аутизм по причине шизофрении

4) резидуально-органическое состояние аутизма

5) аутизм по причине хромосомных аберраций

6) аутизм из-за синдрома Ретта

7) аутизм неясного происхождения

Симптомы раннего аутизма у ребенка

Если ребенок — грудничок, то симптомы будут такими:

  • нет зрительного контакта;
  • когда видит родных, не возникает признаков радости;
  • не любит, когда его берут на руки;
  • во время кормления слишком сильно напрягается или же, наоборот, очень расслаблен;
  • не улыбается, когда с ним играют родные;
  • использует чужие руки для того, чтобы показать, что он хочет;
  • не отзывается на собственное имя.

Когда ребенку исполняется 3-5 лет — добавляются другие симптомы:

  • не хочет ни с кем разговаривать;
  • задержка психологического характера;
  • когда меняется обстановка, у ребенка начинается паника;
  • новые навыки очень трудно развивать и приобретаются они с огромным трудом;
  • имеет «странный» страх, например, зеленого, круглого, мягких игрушек и прочее;
  • все время может повторять какой-то определенный звук;
  • его может интересовать только что-то одно, но это ребенок будет изучать очень точно и досконально.

После 11 лет симптомы становятся более серьезными:

  • ребенок предпочитает одиночество;
  • может выполнять непонятные и очень сложные движения;
  • имеет собственные правила (обычно, нелепые) и тщательно их соблюдает;
  • все должно находиться на своих местах, если что-то переместить, то у ребенка может начаться паника;
  • во время некоторых процедур нужно тщательно соблюдать некую последовательность;
  • только одно направление вызывает у ребенка интерес;
  • как и раньше, есть «странные» страхи»;
  • агрессия, которая выливается непосредственно на себя и редко на окружающих;
  • гиперактивность.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, то у него наблюдаются четко выраженные симптомы неврастении.

Возможна ли профилактика

Как таковой, профилактики аутизма не существует, ведь данная болезнь «зарождается» еще во время нахождения малыша в утробе матери. Чтобы максимально снизить риск возникновения РАС, будущей маме необходимо беречь себя от болезней во время беременности, а также отказаться от употребления продуктов, содержащих ГМО, глютен, от бытовой химии промышленного производства (предпочтение стоит отдать только безопасным моющим средствам либо изготовленным самостоятельно, например, посуду можно мыть содой, а голову – яйцом) и от применения косметики.

Также молодой маме и малышу после рождения следует пить только очищенную воду, без тяжелых металлов.

Возможна ли профилактика

Некоторые исследования показали, что риск рождения ребенка с аутизмом увеличивается при наличии у будущей мамы амальгамовых пломб, которые на 50% состоят из ртути. Да, ртуть является тем веществом, которое попадая к плоду, может послужить толчком для развития у малыша РАС в будущем. 

Еще одной своеобразной профилактикой аутизма является максимально раннее распознавание симптомов болезни и начало лечения, ведь в данном случае считается «чем раньше, тем лучше», и обусловлено это закономерностями развития головного мозга.

Коррекция аутизма

Аутизм – это болезнь неизлечимая. Более того, не существует никаких медикаментов для помощи больным. Медицинские препараты назначаются только для подавления агрессии, регулирования проблем со сном и желудочно-кишечным трактом. В некоторых случаях назначается безглютеновая диета, но её эффективность на данный момент не доказана. Для решения проблем со сном используется фитотерапия. Медикаментозное лечение проводится под строгим контролем медицинского персонала.

Коррекция аутизма

Помочь человеку с аутизмом интегрироваться в общество помогут следующие методы:

  • Обучение общению. Относится как общение вербальное, так и невербальное. Ребёнок учится отзываться на своё имя, просить о помощи, когда ему что-то необходимо. Невербальное общение включает в себя как обучение родителей пониманию своего чада через его поведение, так и общение с ним самим при помощи, например, обмена карточками. Данный тип общения характерен для детей с тяжёлой формой заболевания;
  • Занятия с логопедом для коррекции или формирования речи. На этих занятиях аутист расширит свой словарный запас, научится не повторять слова и фразы. Развитие речевых навыков – это один из основных способов для адаптации и вливания в общество;
  • Обучение навыкам интеграции и самообслуживания. Включает комплекс мероприятий направленных на формирование игровых стимулов и ведению рутины. С одной стороны, аутисты стараются стать независимыми, чтобы избежать всяческого контакта со взрослым, но с другой, у него могут отсутствовать другие элементарные навыки. Например, дети с аутизмом долго учатся ходить на горшок и чистить зубы;
  • Поведенческая терапия. Данная терапия направлена на анализ поведения и определения индивидуальных симптомов. На основе этого подбирается ряд процедур по коррекции поведения;
  • Занятия с психиатром или психологом (или и с тем и с другим, зависит от степени отклонения). Здесь важно выбрать специалиста надолго. Во-первых, аутист плохо переживает смену привычного уклада жизни, во-вторых, важно следовать одной программе коррекции;
Коррекция аутизма
  • Оздоровительные процедуры. На ребёнка хорошо действует физическая активность. Единственное условие – он должен заниматься с профессионалами, которые знают о его проблеме, либо заниматься в специальных группах. По понятным причинам, таким детям противопоказаны командные виды спорта. Лучше всего выбрать активность, которая предусматривает монотонную деятельность (например, плавание).

Лечение детского аутизма

Аутизм у детей требует продолжительного комплексного лечения. В число основных принципов медицинской помощи после выявления РДА входит:

  • участие родителей, воспитателей и педагогов в оказании психологической помощи ребенку;
  • терпеливое, внимательное и деликатное отношение к больному;
  • планирование ежедневного распорядка пациента;
  • отказ от повышенных требований к ребенку;
  • обучение больного основным социально-бытовым навыкам;
  • сохранения привычной обстановки жизни пациента;
  • общение родителей пациентов с аутизмом, групповое обсуждение положительного опыта лечения;
  • периодический отдых от лечения для сохранения психической стабильности малыша.

Медикаментозное лечение

Детский аутизм лечится с применением нейролептиков и психостимуляторов для устранения отдельных симптомов, например, повышенной агрессивности или депрессивных проявлений. С целью борьбы с дисбактериозом больному назначают курс пробиотиков. Восполнить запасы минералов, витаминов и аминокислот помогут лекарственные комплексы, содержащие:

  • жирные кислоты Омега-3;
  • витамины B6 и B12, C и E;
  • фолиевую и липоевую кислоты;
  • молибден, марганец, магний, кальций и селен.

Ферментные препараты применяются для нормализации пищеварительных процессов и восстановления обмена веществ. Иммуностимулирующая терапия оказывает вспомогательное действие и ограждает ослабленный детский организм от проникновения инфекции.

Рефлексотерапия

Логопеды и дефектологи проводят с больными индивидуальные занятия для:

  • активации работы лобных долей головного мозга;
  • повышения работоспособности речевых зон;
  • развития областей мозга, отвечающих за познавательные процессы;
  • ограничения активности срединно-стволовых структур, ответственных за повышенную возбудимость, возникновение тревог и страхов;
  • снижения внутричерепного давления, что поможет восстановить сон и избавиться от головных болей.

Диетическое питание

Рацион пациентов должен отвечать следующим требованиям:

  • исключение красителей и консервантов, казеина и глютена, дрожжевой пищи;
  • увеличение процента белковой пищи и продуктов, богатых клетчаткой.