Детская ложь: причины и решение проблемы

Глава I. Детская ложь……………………………………………………………6

Новости

Ру» Шаров Михаил Николаевич, профессор кафедры нервных болезней стоматологического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, руководитель многопрофильного Центра лечения боли и заведующий неврологическим отделением ГБУЗ «ГКБ № 50 им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ», д. м. н., профессор проведет вебинар 24 декабря в 16:00 (мск)

18 Декабря 15:49 Полиморбидные состояния у пациентов с хронической тазовой болью и стратегии их ведения в условиях пандемии

21 декабря в 16:00 (мск) пройдет вебинар автора журнала «» Шарова Михаила Николаевича, профессора кафедры нервных болезней стоматологического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, руководителя многопрофильного Центра лечения боли и заведующего неврологическим отделением ГБУЗ «ГКБ № 50 им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ», д. м. н., профессора

17 Декабря 10:33 «Итоги 2020 года» и презентация книги «Гигиена питания беременных, кормящих и детей первого года жизни»

17 декабря в 17:00 (мск) приглашаем на итоговый вебинар и презентацию книги автора журнала «» Ревякиной Веры Афанасьевны, д. м. н., профессора, заведующей отделением аллергологии ФГБУ «Научно-исследовательский институт питания» и Ильенко Лидии Ивановны, д. м. н., профессора, заведующей кафедрой госпитальной педиатрии № 2 и декана педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Заслуженного врача РФ

14 Декабря 16:15 Онлайн-школа «Кардиометаболическая медицина»

17 декабря в 13:00 (мск) начнется онлайн-школа «Кардиометаболическая медицина», под руководством автора журнала «» Аметова Александра Сергеевича, д. м. н., профессора, заведующего кафедрой эндокринологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России

11 Декабря 18:07 Поздние осложнения беременности: звенья патогенеза, возможности диагностики и профилактики

В понедельник, 14 декабря в 16:00 (мск) начнется вебинар авторов журнала «» Пустотиной Ольги Анатольевны и Зазерской Ирины Евгеньевны, посвященный поздним осложнениям беременности

Все новости

Возрастные особенности лжи

До 5 лет дети больше поглощены непосредственно самим процессом игры, а не ее результатом, поэтому обман для них не играет особой роли.

С 5 до 7 лет склонность к обману незначительно увеличивается. Они могут просто иногда нарушать правила игры, совершать лишние ходы, понимая, что ведут себя неправильно, но огромного значения подобному также не придают.

То, что обманывать нехорошо, ребенок понимает четко годам к 8. Но в этом возрасте могут возникать более веские причины для лжи: возможно, он хочет казаться лучше, чем есть или просто чувство неполноценности толкает его на такие действия.

Возрастные особенности лжи

Иногда детская ложь может являться защитным механизмом. Это возникает из-за страха разочарования, которое они боятся вызвать у родителей.

Не всегда удается полностью оправдать ожидания родителей. Это связано, как правило, с успеваемостью в школе. Многие родители предельное внимание уделяют оценкам, а это может привести к тому, что ребенок будет всеми силами стараться соответствовать требованиям и в случае неудачи прибегнет к обману. Причем такое давление может оказываться как со стороны родителей, так и со стороны учителей.

Этапы формирования психопатий

– Получается, что психопатии, проявляющиеся в подростковом возрасте, не возникают сами по себе, а формируются с самого рождения?

– Условно формирование психопатий можно разделить на три этапа.

I этап – раннее детство, когда психопатические проявления исчерпываются отдельными элементами проявления: чрезмерное возбуждение, истерики, резкие перепады настроения, аутизация ребенка – замыкание в себе. Клиническая картина психического расстройства еще недифференцирована, изменчива, подвижна и фрагментарна. Отдельные аномальные черты еще не дают основания вычленить именно психопатическую структуру поведения. Но уже на этом этапе родители могут обратить внимание на расстройства поведения, гиперактивность, заторможенность, аутичность или речевые нарушения. Эти симптомы уже дают повод, чтобы обратиться к неврологу за разъяснениями. Часто психопатии путают с акцентуациями, когда ребенок проявляет особенности характера в пределах нормы, какие-то черты при этом наиболее усилены, вследствие чего ребенок становится более уязвимым и нервным. Акцентуации – это не психическое расстройство, поэтому своеобразное поведение малыша требует длительного наблюдения.

На II этапе – формирование психопатии в пубертатный период развития ребенка, проявляется мозаичность клинической картины. Отмечается взаимозаменяемость психопатической симптоматики многообразием возрастных особенностей: инфантилизм, стремление к самоутверждению, реакции отказа, оппозиции, имитации, эгоцентризм и т.п. Также проявляются признаки педагогической запущенности, склонность к сверхценным идеям (параноидальный признак). Со временем один из психопатических признаков начинает занимать доминирующее место. Чтобы диагностировать тот или иной тип психопатии нужно учитывать многие особенности: психическую активность, развитие моторики, подвижность или ригидность психопроцессов, интравертированность или экстравертированность, склонность к невротическим реакциям, организованность. Психопатические сдвиги в подростковом возрасте динамичны и отражают все ресурсы психики. Часто психогенные проявления сочетаются с аффективными расстройствами или замещают их.

III этап – конец пубертатного периода, характеризуется завершением формирования психопатии и проявления всех ее клинических форм. Знание поэтапности формирования психопатии очень важно для постановки диагноза и исключения сходных с психопатией состояний.

Заключение. Несколько слов для любящих родителей

Вот и про­чи­тана оче­ред­ная книга о детях, о дет­ском вос­пи­та­нии и о нас, взрос­лых… Кто-то ска­жет: «Да все это и так было известно» и будет прав, потому что в этой книге не пре­сле­до­ва­лась цель пора­зить вас необык­но­вен­ными откры­ти­ями. Но согла­си­тесь, ведь так при­ятно в оче­ред­ной раз найти под­твер­жде­ние своим взгля­дам. Кого-то книга натолк­нет на соб­ствен­ные раз­мыш­ле­ния о том, что про­ис­хо­дит в его семье и что на самом деле скры­ва­ется за теми или иными труд­но­стями. Кто-то смо­жет под дру­гим углом посмот­реть на отно­ше­ния с ребен­ком и на про­блемы, кото­рые эти отно­ше­ния омра­чают. Кто-то доба­вит в свою копилку понра­вив­ши­еся игры и упраж­не­ния. Кто-то, оку­нув­шись в вол­шеб­ный мир ска­зок и рас­ска­зов, вспом­нит себя в дет­стве и обна­ру­жит колос­саль­ные ресурсы и в них, и в себе самом для реше­ния самых раз­но­об­раз­ных про­блем и, конечно, для выстра­и­ва­ния гар­мо­нич­ных отно­ше­ний со своим ребенком.

Читайте также:  Зачем нужно планировать семейный бюджет и как правильно это делать

Но, навер­ное, самое глав­ное – если после чте­ния вам захо­чется как можно быст­рее и крепче обнять своих нена­гляд­ных Костю или Таню и про­сто побыть с ним вме­сте. И неважно, что вы вме­сте будете делать: читать книжки, рисо­вать, фан­та­зи­ро­вать, гото­вить ужин или про­сто гулять по парку. Ощу­щать, что ты рядом с одним из самых близ­ких и важ­ных для тебя людей, – это пода­рок, кото­рому мы не все­гда при­даем долж­ное зна­че­ние и о кото­ром так жалеем, когда его лишаемся.

Читая книгу, вы часто натал­ки­ва­лись на слова, что «вот это след­ствие нашего невни­ма­ния и загру­жен­но­сти рабо­той», «вот здесь ребе­нок про­сто боится быть с нами искрен­ним», «а здесь корень про­блемы – в небла­го­при­ят­ной семей­ной обста­новке». Но, несмотря на это, мне бы очень не хоте­лось, чтобы у вас, доро­гие чита­тели, воз­ник так назы­ва­е­мый ком­плекс роди­тель­ской неком­пе­тент­но­сти и вины. К сожа­ле­нию, мы не можем создать иде­аль­ные усло­вия для своих детей даже в соб­ствен­ной семье. Осо­бен­но­сти нашего харак­тера, наших супру­же­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний в любом слу­чае будут накла­ды­вать отпе­ча­ток на ста­нов­ле­ние лич­но­сти ребенка. Конечно, мы должны стре­миться, чтобы как можно меньше нега­тив­ных фак­то­ров вли­яло на его раз­ви­тие, но, не достиг­нув иде­ала, опус­кать руки и зани­маться само­ед­ством – очень непра­виль­ное реше­ние. Мы всего лишь люди, кото­рые могут жить, любить и делать шаги навстречу любимым.

Поэтому, закан­чи­вая книгу, мне бы хоте­лось поже­лать роди­те­лям прежде всего радо­сти – от насто­я­щего момента, от соб­ствен­ной роди­тель­ской чут­ко­сти и муд­ро­сти, от минут вза­и­мо­по­ни­ма­ния с ребен­ком, от того, что оче­ред­ная про­блема (наде­юсь) дет­ских обма­нов с успе­хом преодолена.