Девиантное поведение: виды, причины и проявления

С проявлением ненормальности человеческого поведения мы сталкиваемся почти каждый день. Естественно осуждаем его, потому, что оно пугает. Но почему некоторые люди позволяют так себя вести? Я считаю, что эта тема заслуживает нашего внимания. Тем более, что таких людей становится все больше.

Почему это актуально сейчас

Злободневным становится увеличение случаев негативного девиантного поведения. Психология может объяснить механизм этого явления. Но причины побуждающие к такому поведению находятся в издержках нашего общественного устройства (социально-экономические). Такие чувства посещают как подростков, так и взрослых людей. У кого психика более-менее устойчива с большей вероятностью выберут путь преступлений. А те, у кого она еще не окрепла или слаба изначально, идут по пути саморазрушения.

Основные причины

К сожалению, психологи до сих пор не могут точно определить круг причин, которые провоцируют девиантное поведение. Примеры позволяют составить лишь приблизительный перечень. Он выглядит следующим образом:

  • несогласованность поставленных целей с доступными средствами, которые могут быть использованы для их достижения;
  • снижение уровня ожиданий социума от конкретного индивида, что постепенно приводит к маргинализации;
  • пристрастие к алкоголю и наркотикам, ухудшение генетического фонда и другие социальные патологии;
  • психические заболевания различного характера;
  • отсутствие четкой мотивации, которая позволяла бы точно определить адекватные действия для конкретной ситуации;
  • социальное неравенство и несправедливость, побуждающие агрессию;
  • вооруженные конфликты, техногенные катастрофы и природные катаклизмы, которые нарушают человеческую психику.

Диагностика девиантного поведения

Психология девиаций у ребенка, подростка (признаки отклонений):

  • школьная дезадаптация;
  • низкий уровень социализации;
  • асоциальность;
  • психофизическая отсталость;
  • неадекватная самооценка;
  • тяга к подражанию.

Неадекватная самооценка как признак девиаций.

Характеристика девиантного поведения у детей дошкольного возраста:

  • агрессия (укусы, щипки, толчки);
  • капризы;
  • манипуляции;
  • вред себе.

Дети с девиациями выходят из неблагополучных семей. Но речь идет не только об алкоголиках, наркоманах или неполных семьях (последнее вообще не является определяющим фактором). В группу риска также попадают семьи, где родители постоянно пропадают на работе или увлечены своей жизнью, а также семьи, где ребенком занимается няня, гиперопекающие семьи. Благоприятным стилем воспитания считается только один – демократический. В остальных случаях присутствует риск развития негативных девиаций.

Читайте также:  Суицидальное поведение подростков – причины, профилактика

Общие методы диагностики

Чтобы выявить девиантное поведение у несовершеннолетних, а также определить уровень, динамику отклонений психолог использует следующие методы:

  • беседа, наблюдение в процессе беседы (выявление негативных факторов, возможностей для самореализации, изучение особенностей клиента, его образа жизни);
  • опрос окружения (выявление образа клиента в глазах других людей);
  • опросы, тесты, другие методики изучения личности (выявление темперамента, акцентуаций, тревожности, прочего);
  • узкоспециализированные методики на выявление девиаций, склонности к ним;
  • проективные тесты на выявление подсознательных тревог, фобий, психотравм.

Беседа для выявления девиаций.

Тесты и опросники

В процессе диагностики девиантного поведения у подростков и взрослых используются несколько групп тестов: общеличностные, проективные, на выявление отношений в семье, на выявление отдельных личностных показателей и девиаций.

Личностные тесты:

  • методика Айзенка (подходит детям, взрослым);
  • Патохарактерологический диагностический опросник (для подростков 14-18 лет);
  • Миннесотский многофакторный опросник личности (для лиц от 16 лет);
  • тест Леонгарда–Шмишека (выявление подростковых акцентуаций).

В работе с детьми младшего возраста можно использовать арт-терапию, проективные методики.

Проективные методики:

  • тест Сонди (для детей от 10 лет, взрослых);
  • тест Розенцвейга (разработана модификация для детей от 4 до 13 лет, модификация для детей от 15 лет и взрослых, подросткам 12–15 лет подойдут обе модификации).

Тесты на выявление отношений в семье:

  • тест Варга (опросник для родителей на выявление отношения к ребенку);
  • тест Шафера (опросник для детей, подростков на выявление их отношения к родителям).

Для изучения тревожности у взрослых подойдет тест «Шкала Спилбергера», для выявления детской тревожности – тест Филлипса, другие методики на выявление школьной дезадаптации.

Для выявления мотивов, целей, скрытых желаний можно использовать тест Роршаха, метод незаконченного письма или незаконченных предложений. Эти техники подходят всем возрастам.

Опросник «Девиантное поведение» (авторы – М.Ю. Колосницына, Е.А. Кадацкая) помогает выявить, к каким именно девиациям имеется склонность. Кроме самих девиаций выявляются деструктивные черты характера, которые препятствуют развитию личности. С этими чертами нужно работать.В. Овчарова).

Читайте также:  Почему месячный ребенок плохо спит ночью

Профилактика

Основные методы профилактики:

  • устранение либо смягчение факторов, способных спровоцировать девиантное поведение;
  • проведение бесед, открытых занятий, повествующих о вреде разных форм девиантного поведения в рамках учебных заведений (алкоголизма, наркомании и так далее);
  • выявление молодежи, попадающей в группу риска по девиантному поведению, и работа с ними;
  • доступность психотерапевтической и фармакологической помощи людям, страдающим психическими заболеваниями;
  • комплексная работа с людьми, которые уже совершали действия, определяемые как девиантные;
  • необходимость тщательно подбирать педагогов и воспитателей в учебных заведениях, которые смогут выстроить с учениками доверительные отношения и сформировать у них понятие нормы;
  • помощь детям и подросткам, страдающим от токсичного влияния родителей, и создание сетей, позволяющих сделать эту помощь эффективной и своевременной.

Понятие «девиантное поведение» достаточно неоднозначное, и важно помнить, что девиации — это не всегда что-то сугубо отрицательное.

Важно предотвращать возникновение негативных форм девиантного поведения и поддерживать положительные, поскольку они — одно из условий всестороннего развития общества.

О девиантном поведении в этом ролике:

Наша интересная группа Вконтакте:

Полезные советы по профилактике отклоняющегося поведения подростков

Любую возникающую проблему гораздо проще предупредить, чем устранять ее последствия. Именно по этой причине особую важность обретает профилактика агрессивного поведения подростков.

Профилактика и коррекция ДП

Полезные советы по профилактике отклоняющегося поведения подростков

Советы молодым родителям по профилактике аморального поведения у детей:

  • Необходимо своевременно побеседовать с ребенком о последствиях правонарушений, которые часто совершаются в его возрасте. Многие молодые люди делают какие-либо злодеяния, не думая о предстоящем наказании.
  • Задача родителей состоит в том, чтобы у ребенка сформировалось представление о степени административной и уголовной ответственности за те или иные противоправные деяния.
  • Родители должны иметь представление об узком круге общения их ребенка, важно на этом этапе установить доверительные отношения, формируя дома благоприятную атмосферу для совместного времяпрепровождения. Нужно поощрять желание ребенка ходить периодически в гости к его друзьям. Но количество вечеров, проведенных вне дома, должно быть регламентировано и обговорено заранее.

Отсутствие дисциплины и неорганизованность являются определяющими факторами риска. Именно поэтому так важно, чтобы у ребенка в этот период было полезное увлечение, которому он будет готов посвящать свое свободное от занятий время. Активно занимаясь спортом, инструментальной музыкой либо участвуя в различных тематических конкурсах, подросток легко сможет обрести друзей по собственным интересам, ограничивая себя от дурной компании.

Читайте также:  Где взять денег – 26 способов для тех, кому срочно нужны деньги

Работа с родителями трудных подростков

Полезные советы по профилактике отклоняющегося поведения подростков

Во время общения с ребенком родители должны поощрять, открыто высказываться о себе, делиться с родителями своими сокровенными переживаниями, чувствами.

Психологами уже давно подмечено, что дети, окруженные родительской заботой и внимание, а не гиперопекой, реже проявляют склонность к аморальному поведению, чем дети, чье будущее безразлично родителям. Такое равнодушие к ребенку со стороны родителей, которое он чувствует, может стать причиной его агрессивного поведения. Лишенные положенного родительского внимания подростки будут стараться таким путем привлечь родителей в свою жизнь.

Степень общей образованности родителей при этом играет немаловажную роль, знание уникальных особенностей кризиса подросткового периода.

Профилактика отклоняющегося поведения подростков – задача, ради выполнения которой должны объединяться все социальные институты, с которыми связан подросток. Проведение первого профилактического этапа отводится школе, именно здесь педагоги проводят раннюю диагностику, где выявляется склонность детей к агрессивному, антисоциальному поведению. С этой целью школьные психологи проводят личные наблюдения, специальные исследования с использованием профессионально подобранных тестов.

Полезные советы по профилактике отклоняющегося поведения подростков

Групповая профилактика девинатного поведения

Вести активную социально-педагогическую деятельность с детьми девиантного поведения среди особых групп риска разрешают специально подготовленным специалистам.

Оставить комментарий

Что такое норма?

Социальная норма регулирует поведение людей в обществе, их взаимоотношения друг с другом и с обществом в целом.

Существует представление о нормальном поведении. Это исторически сложившейся вариант, он предполагает своего рода рамки дозволенного или обязательного поведения.

Нормы можно подразделить на две группы: официально установленные (например, нормы юридических законов, различных инструкций и т.п.) и фактически сложившиеся. К этим последним можно отнести традиции, нормы этикета, морали и проч.