Дислексия у детей: симптоматика, диагностика, лечение

Александр Корнев: «Помогают психолого-педагогические коррекционные методы, которые приходится использовать два-три года»

Дислексия – что это за болезнь?

Полной характеристики явления дислексии на сегодня не существует. Под этим термином подразумевают нарушение обучения чтению, имеющее неврологическую основу. Это явление выражается в неспособности ребенка дошкольного или раннего школьного возраста правильно и быстро узнавать слова, переводить полученную из печатного источника информацию в звуки, осваивать простейшие правила правописания.

На фоне дислексии сохраняются остальные когнитивные способности. Однако неумение читать накладывает отпечаток на учебный процесс, не позволяя в полной мере овладевать другими дисциплинами.

Пол – недоказанный фактор риска, тем не менее, подобное расстройство чаще наблюдают у мальчиков. Наибольшему риску подвержены те дети, в семье которых имелись случаи дислексии. Ученые полагают, что основной причиной этого явления выступают врожденные аномалии развития нервной системы.

В большинстве случаев и родители, и учителя не считают невозможность ребенка овладеть навыком чтения отклонением. Такой подход – потеря времени, которое можно было бы использовать для коррекции состояния. Дислексия поддается лечению, если вовремя ее выявить и немедленно начать действовать. Ситуация осложняется тем, что подобное расстройство является сложным для диагностирования.

Почему ребенку трудно читать: причины развития дислексии у младших школьников

Основная причина дислексии – мозговая дисфункция, которая сопровождается как биологическими, так и психологическими факторами. Стоит утешить родителей, объяснив им, что причина дислексии не в умственных или интеллектуальных способностях ребенка, а в неправильном функционировании определенного участка мозга.

Возможные причины дислексии у ребенка:

  • Патологии внутриутробного развития.
  • Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты.
  • Поражение ЦНС у малыша.
  • Генетическая наследственность.
  • Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга.
  • Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка.

Как определить проблему

Чаще всего дислексию определяют при поступлении ребенка в учебное учреждение. Чаще всего малыш читает намного медленнее своих сверстников, испытывает сложности с пониманием слов.

Необходима качественная диагностика и коррекция при выявлении следующих симптомов:

Как определить проблему
  • чтение по слогам или по буквам;
  • попытки угадывать написанное;
  • проблемы с восприятием текстовой составляющей;
  • снижение общей способности к учебе (хуже память, нет концентрации).

Подтвердить или опровергнуть опасения можно во время консультации специалиста. Врач опрашивает родителей и ребенка на предмет общих жалоб, проводит ряд определенных тестов, рассчитанных на возраст малыша. При необходимости назначается аппаратное обследование, включающее магнитно-резонансную томографию.

Симптомы дислексии и ее коррекция

Дислексия — это нарушение навыков чтения, которое характеризуется устойчивостью, типичностью, повторением одних и тех же ошибок.

Симптомы дислексии у детей и взрослых

Выделяют следующие явные признаки проявления дислексии:

  • чтение по буквам
  • путание, пропуск слогов в слове
  • смешение, замена звуков
  • неумение составить из букв/слогов слова
  • медленное чтение
  • непонимание прочитанного
  • угадывание слов при чтении
  • замена окончаний, неправильное употребление падежей

Следствием отклонений в способности к чтению могут стать нарушения навыков письменной речи- дисграфия. Часто дислексия и дисграфия идут рука об руку.

Читайте также:  Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека

При этом человек, страдающий этим расстройством, может иметь нормальный интеллект, хорошо усваивать знания в других областях, проявлять выраженные творческие способности.

Дислексики мыслят образами, а не словами.

Сопутствующими состояниями при дислексии бывают дезориентация в пространстве, сложности с концентрацией, синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей.

Причины появления

С медицинской точки зрения причиной возникновения дислексии является несимметричное развитие полушарий головного мозга (когда правое полушарие развито лучше, чем левое).

Факторами поражения участков мозга в пренатальном периоде могут быть:

  • кислородное голодание плода
  • анемия или тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности
  • асфиксия у ребенка в процессе рождения.

Это речевое нарушение может развиться из-за травм головного мозга, осложнений от перенесенных инфекционных заболеваний, затронувших мозговые функции.

Кроме того выделяют социальные причины возникновения дислексии. Таковыми являются: недостаток речевого общения, билингвизм в семье, неблагоприятная социальная среда.

Ученые также выяснили, что нарушение навыка чтения может передаваться по наследству.

В зависимости от особенностей нарушения навыков чтения дислексию подразделяют на:

  • Фонематическую — выражается в смешивании и подмене похожих звуков, при этом человек читает по буквам или слогам, пропуская их, переставляя местами
  • Механическую (семантическую) — человек читает текст, но не понимает того, что прочел; слова в тексте для него не связаны между собой
  • Аграмматическую — проявляется неумением согласовать слова по роду, числу падежу, склонению
  • Мнестическую — форма расстройства, при которой человек не может запомнить связь между тем как буква пишется и как произносится
  • Оптическую — человек путает похожие по написанию буквы

Диагностика

Чтобы диагностировать дислексию у ребенка или взрослого логопед должен провести комплекс тестов. Предварительно другие специалисты должны исключить проблемы со здоровьем у обследуемого — в норме ли зрение, слух, нет ли отклонений в развитии интеллекта.

Далее логопед проверяет навыки:

  • устной речи (произношение слов, способность строить сложные предложения, словарный запас)
  • письменной речи
  • чтения (оценивается скорость, правильность, способность понимать прочитанное).

Постановка диагноза может потребовать проведения технических исследований- МРТ, ЭЭГ и других.

Коррекция

Дислексия не требует лечения медикаментами. Нарушение навыков чтения поддается корректировке. Одним людям удается полностью справиться с отклонениями от нормы, другие лишь частично овладевают умением читать и понимать текст, а кому-то это не удается вовсе.

Коррекцией дислексии занимается только специалист-логопед. Необходимо верно определить вид и степень нарушений, исходя из чего подбирать индивидуальную методику для работы над проблемой.

Помимо занятий с логопедом, потребуется выполнять упражнения дома, для закрепления и оттачивания навыков. Родителям ребенка дислексика необходимо уделить ему как можно больше внимания, создать комфортную психологическую среду, поощрять старания. Важно, чтобы в школе ребенку тоже было комфортно, а педагоги и друзья понимали проблему, поддерживали его.

Методика Рональда Дэйвиса — один из способов побороть дислексию

Для ознакомления кратко расскажем об этапах данного метода (но помните, не стоит заниматься самостоятельно, важно наблюдение специалиста):

  1. Создание для ребенка зоны комфорта. Психологический настрой на работу
  2. Ориентация. Ребенку важно научиться фокусировать внимание на предмете/букве/слове, ориентироваться во времени и пространстве, овладеть самоконтролем.
  3. Координация. Усвоение понятий право-лево, верх-низ.
  4. Освоение символов. Научиться читать невозможно, если не понимаешь буквы. На этом этапе ребенку предлагают лепить буквы из пластилина — запоминание лучше происходит в игровой форме, а развитие мелкой моторики положительно влияет на работу мозга
  5. Чтение:
  • научиться водить взглядом слева направо
  • освоение групп букв как слова
  • научиться понимать прочитанное
Читайте также:  Инструкция к убегающему будильнику

Причины дислексии

Дислексия является зонтичным термином, обозначающим целый ряд сопутствующих симптомов. Различные люди могут испытывать дислексию по разным причинам и разными способами.

Многие исследования показывают, что коренной причиной дислексии является так называемый фонологический дефицит. Фонология означает взаимосвязь между речью, звучащей на языке. Фонологический дефицит может объяснить, почему у многих взрослых с дислексией возникают трудности с разбиением слов на более мелкие части.

Некоторые исследования мозга визуализации показывают, что этот фонологический дефицит возникает в левом полушарии мозга, который связан с обработкой слов и языка. Таким образом, когда человек с дислексией читает, левое полушарие мозга работает не так, как человек с дислексией, когда читает человек без этого состояния. Два полушария мозга могут также по-разному общаться у людей, страдающих дислексией.

Дислексия, кажется, протекает в семьях. Однако исследователи не знают, как гены влияют на риск развития дислексии. Например, может случиться так, что определенные факторы риска в окружающей среде активизируют гены дислексии, или что некоторые заболевания изменяют поведение генов, приводя к дислексии.

Неясно, меняют ли гены структуру мозга, то, как мозг обрабатывает информацию, или еще что-то заставляет мозг испытывать трудности с чтением.

Причины возникновения дислексии разнообразны — они бывают органическими, функциональными, биологическими, социальными. Анамнез детей с данным речевым нарушением включает много факторов, воздействующих на протяжении разных периодов развития ребёнка.

Дислексические расстройства часто вызваны органическим повреждением речевых центров коры головного мозга, задействованных в организации чтения, отставаниями в созревании этих участков мозга, неправильной их работой. Трудности чтения нередко спровоцированы продолжительными соматическими болезнями детей раннего возраста.

Причины дисграфии у ребёнка и методы её коррекции

Отдельное место в появлении расстройства занимают социальные факторы, создающие неблагоприятный фон, провоцирующий появление проблем. Сюда входят неправильная речь близких, билингвизм (двуязычие), недостаточное внимание родителей к речевому развитию детей, ограниченное, скудное общение с ребёнком, неблагоприятная обстановка в семье.

Причины дислексии

Если у ребёнка имеются патологии устной речи (ФФН, ОНР), с большей долей вероятности можно будет сказать, что он будет страдать от дислексии и дисграфии.

В сложных случаях дислексические расстройства могут появиться в составе тяжёлого комплексного нарушения. Например, при умственной отсталости, задержке психического развития, минимальной мозговой дисфункции, у лиц со зрительными или слуховыми дефектами, детским церебральным параличом.

Частая этиология дислексии:

  • Минимальная мозговая дисфункция;
  • Гипоксия плода и асфиксия в родах;
  • Преждевременная отслойка плаценты;
  • Желтуха у новорождённых;
  • Гемолитическая болезнь плода;
  • Токсическое воздействие на плод алкоголя, никотина и лекарственных препаратов;
  • Перенесённые ребёнком или матерью во время беременности инфекционные заболевания (грипп, корь, краснуха, ветряная оспа, герпес, полиомиелит), нейроинфекции;
  • Последствия черепно-мозговой травмы;
  • Органическое поражение речевых зон головного мозга.

Также на развитие дислексии может повлиять двуязычие в семье, педагогическая запущенность ребёнка, дефицит общения, необдуманное следование родителями методикам раннего развития, слишком раннее обучение грамоте или неправильно выбранная методика формирования чтения.

Мнение эксперта

Буйнова Надежда Валерьевна

Детский логопед, опыт работы более 20 лет

Не бывает дислексии у дошкольников! Чтобы поставить этот диагноз, нужно сначала попытаться научить ребёнка читать, а делают это с 7 лет. Раньше не считается. Если вам поставили такой диагноз в дошкольном возрасте, стоит обратиться к другому специалисту. В норме он уместен к окончанию 2 класса начальной школы.

Читайте также:  Разбираем привычки по косточкам и искореняем навсегда

Приобретённая форма чаще встречается у взрослых, как следствие инсульта. Людям приходится заново учиться читать и писать. О ней мы расскажем чуть ниже.

Как выбрать правильную методику коррекции дислексии?

Дислексия как избирательное нарушение способности чтения поддается коррекции. Не совсем точно говорить о лечении дислексии, потому что в строгом смысле дислексия — не болезнь. С детьми, страдающими дислексией, должен работать специалист — логопед, однако нужно точно диагностировать проблему, определить ее тип и только потом выбирать методы работы.

Как правило, о дислексии родители узнают только после того, как ребенок попал в школу и начал учиться читать. И определить, есть ли дислексия у ребенка, сходу практически невозможно: многие дети испытывают трудности при обучению чтению. Почему, если одни дети путают буквы и медленно читают, они «нормальные», а другие — дислексики?

Дети с дислексией медленно читают, путают слоги и буквы и часто не могут ответить на вопросы по тексту — они не до конца понимают содержание прочитанного. Это может иметь серьезные последствия на успеваемость в школе. У дислексиков в течение длительного времени наблюдаются однотипные проблемы чтения, они сохраняются при обычном обучении чтению, тогда как у остальных детей проблемы пропадают, и они овладевают техникой чтения.

Овладение чтением

Воспроизведение звуковой основываясь на его графическом изображении, — это и есть процесс по психолого-физиологической структуре противоположен письму. Когда мы пишем, то выражаем смысл в буквенных знаках, а когда читаем, понимаем смысл через восприятие букв.

В процессе чтения задействованы речеслуховой, речезрительный, речедвигательный анализаторы. Чтобы читать, нужно двигать глазами, забегать вперед (антипация) и возвращаться назад (регрессия). Если свобода движения по тексту глаз ограничена, то процесс чтения нарушается, ведь восприятие слов происходит непосредственно в момент фиксации, то есть тогда, когда глаза останавливаются на строке. Количество фиксаций зависит от того, насколько знакомы слова, их структуры и т. п. Буквы в слове играют роль ориентиров. Когда мы читаем, то воспринимаем не все буквы, а только доминирующие.

Этиология

Зачастую нарушение является врожденным, то есть изначально навык чтения формируется искаженно. Дислексия у детей в этом случае обусловлена биологическими причинами. При внутриутробном развитии ребенка могут произойти повреждения головного мозга, влекущие истощение нервной системы. Вследствие этого отделы мозга, отвечающие за психологические функции, участвующие в формировании навыка чтения, страдают.

Потеря или расстройство изначально правильно сформированного навыка возникает в результате воздействия социально-психологических факторов, к которым можно отнести педагогическую запущенность, недостаточность речевых контактов, синдром госпитализма и тому подобное. Дислексия у школьников может развиться, если предъявлять к ним завышенные требования относительно грамотности, проводить обучение слишком быстрыми темпами. В таком случае у ребенка возникает состояние психологической дезадаптации. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это влечет появление таких нарушений, как дислексия и дисграфия. У детей данные расстройства в последние годы выявляются все чаще.

Этиология