Долой детскую вседозволенность. Говорить «нет» тоже надо уметь

На смену старшего поколения приходит младшее. И так хочется научить «будущих взрослых» всему, что знаем сами, что глаза разбегаются перед самыми главными моментами жизни. А опыта скопилось то не мало. И вот сидишь за чашкой чая и думаешь, чему нужно учить детей, как только он готов будет, а тут на глаза попадается статья от imom.me и сразу вопрос снимается с повестки дня. Мы же всегда рядом с вами!

надо перебивать, когда ребенок делится своими эмоциями

Мама с раннего детства приучила меня читать и причем без особых трудностей, я не сопротивлялась и часто выбирала книжку со стихами Агнии Барто вместо мультиков. Когда пошла в школу, то любовь к чтению только усилилась. Я привыкла обсуждать с мамой героев и свои впечатления. Конечно у меня не получалось стройно излагать мысли, было много впечатлений и у меня не хватало терпения и навыков, чтобы выстроить рассказ правильно, но мама всегда дослушивала до конца. Мне это нравилось, я обожала обсуждать с мамой прочитанное.

Однажды к нам приехала моя двоюродная сестра с дочками 1 и 4 года. Мне на тот момент было 11. Я ее воспринимала, как старшую подругу, мне было важно ее мнение. И вот стоим мы как-то на кухне моем вместе посуду и я по ходу рассказываю впечатления от одной из историй из книги про Ходжу Насреддина, история была смешная, не помню точно какая, не суть.

Ну в общем, рассказываю и пытаюсь передать весь комизм ситуации и тут она резко прерывает меня и говорит: «Арина, это конечно все хорошо, но давай ты сначала научишься нормально выражать свои мысли и пересказывать, а потом все это мне расскажешь».

Меня как-будто оглушили, я тут же замолкла и даже не знала, что ответить и вышла из кухни. Я обиделась, потом стала думать, что и правда не умею рассказывать и долгое время больше этого не делала. Прошло уже столько лет, а я до сих пор помню. И вот вам первая ошибка и первый совет.

Неважно, ему 11 или 4 и, что он говорит, тоже неважно. Выслушайте, а потом говорите и не указывайте ему открыто на его речевые или смысловые ошибки. Лучше после того, как он закончит, обобщите сказанное и задайте какие-нибудь вопросы. Ведите диалог и показывайте на личном примере, как правильно строить речь.

В противном случае может так произойти, что вы отобьете у ребенка желание делиться с вами мыслями и чувствами и в подростковом возрасте это выльется в серьезные проблемы.

В Японии по-другому

— Сейчас идёт развитие детских и молодёжных патриотических организаций, которые взяли на себя воспитательную функцию: скаутское движение, пионерские отряды, кадетские, казачьи классы и православные воскресные школы. Но в то же время хватает людей, которые настаивают на воспитании детей в условиях безнаказанности, приводя в пример японских малышей, которых до определённого возраста вообще не наказывают.

— Воспитание маленьких японцев в условиях безнаказанности — это миф. Современное онлайн-образование здесь сыграло злую шутку. На самом деле фраза о том, что до определённого возраста детей в Японии не наказывают и они делают что хотят, трактуется обывателями неверно. Детей в Японии не наказывают, но им при этом с пелёнок прививают нормы поведения, постоянно показывают, как надо поступать в определённых ситуациях. Ребёнка за ошибки не наказывают, но при этом начинают уделять ещё большее внимание тому, как нужно было поступить. У японцев очень чёткая воспитательная система. Многие россияне воспринимают эту фразу по-другому, а именно: пусть делает что хочет, потому что японцы говорят, что детей наказывать нельзя. Статья по теме Родители нужны в любом возрасте. Как адаптироваться к нагрузкам в школе

Технология «потому что»

Пятилетнего кроху порой интересуют такие вещи, от которых высокообразованная мама просто за голову хватается. Ну как ему объяснить, почему звезды светят, из чего сделано стекло и почему вымерли динозавры? Запомните: ответы даже на самые «технологически сложные» вопросы должны быть просты, доступны для малыша, иначе после нескольких анекдотичных ситуаций типа «папа, ты с кем разговариваешь?» он вообще перестанет что-либо у вас спрашивать.

Читайте также:  Агорафобия — Что Это? Симптомы, Причины и Лечение Расстройства

Не стоит углубляться в сложные подробности. Ответьте, например, что стекло делают из песка. Если малыш задаст следующий вопрос — «а как?» — расскажите, что если песок сильно нагреть, он становится прозрачным, превращается в однородную массу. А уж если возникнет еще какой-то вопрос, можно открыть детскую энциклопедию — теперь даже сложные подробности малыш прочитает или услышит с удовольствием. Именно сейчас на книжных полках должны рядами выстраиваться красочные детские энциклопедии — и по истории, и по астрономии, и по физике. Тогда и в школе ребенок с увлечением будет читать не только параграф в учебнике «от сих до сих», но и любую дополнительную информацию, которую вы ему подсунете.

Не бойтесь сказать ребенку «я не знаю». Ваша маска непогрешимости и всезнания не поможет ребенку в жизни, а лишь навредит. Если вы чего-то не знаете, скажите об этом, но непременно попробуйте найти ответ в книге, может быть, даже вместе с малышом.

Можно утешить себя тем, что настанет когда-нибудь время, когда ребенок станет не только спрашивать, но и рассказывать, и тогда с ним будет интересно другим людям. Вот для того, чтоб этот момент скорее наступил, нужно провоцировать ребенка на собственные размышления. И тут пришла пора вам задать самый главный вопрос: «А как ты думаешь?» Может быть, он поможет и тем родителям, которые нигде не находят ответ на какое-нибудь замысловатое «почему?». Будьте спокойны: ребенок вполне способен объяснить все что угодно, а заодно разовьет фантазию и потренирует речь. Слушайте малыша очень внимательно: частенько в таких рассуждениях он выдает наружу затаенные тревоги, страхи или заветные желания.

Читайте также:  Рейтинг жен по знаку зодиака: кто самая лучшая?

Возможно, малыш не удержит в памяти объяснения на все «почему?», которые у него возникли, но он надолго запомнит ваше эмоциональное состояние: радуетесь ли вы развитию его неуемной жажды знаний или вас это раздражает.

Ну а если ребенок уж очень мучает вас вопросами, попробуйте переключить его внимание: ведь возраст почемучек — самая прекрасная пора для приобщения к книге.

Как проучить малыша

— Мой ребенок (два с половиной года) часто спорит со мной или игнорирует, не реагирует на просьбы и уговоры. Иногда мне не хватает терпения, и я наказываю его ремнем. Мне бы очень хотелось уйти от этого. Но я не знаю, как…

— На этот вопрос мне трудно ответить, потому что я считаю, что наказания — это признак родительского бессилия, невозможность быть авторитетным. Почему же дети должны быть за это наказаны?

Я считаю, что ребенок может и должен учиться нести ответственность за свои ошибки и промахи (мы можем учить ребенка их анализировать, исправлять, возмещать ущерб, если он кому-то нанесен). Важно также уметь ставить границы, говорить «стоп», договариваться. Не получается? Это сложность родителя.

Советую вам походить к психологу и с его помощью разобраться: как так получается, что вы — взрослая женщина не может управиться с малышом.

Под этой невозможностью часто лежат последствия собственного детства и прошлых моделей воспитания самой мамы. Наказание — это роспись в невозможности взять родительскую власть, перенос родительской ответственности на ребенка. В редких случаях такое непослушание — это психиатрические нарушения, тогда малыша стоит показать психиатру.