Как говорить ребенку «Нельзя»: правильные запреты

В это самое время родители понимают, что пора вводить в жизнь ребёнка первые запреты. Вот только КАК говорить ребёнку «НЕТ»? Это один из самых важных и довольно болезненных вопросов, с которым неизбежно сталкиваются все родители.

Что делать, чтобы ребенок вас услышал?

  1. Во-первых, прекратите запрещать всё подряд. Все ваши «нельзя» должны быть обоснованы и объяснены маленькому человечку. Он имеет право знать, что это не прихоть родителей и не результат плохого настроения, а действительно то, делать не стоит. Иначе будут такие-то последствия. И поговорка «если нельзя, но очень хочется» тут не сработает.
  2. Во-вторых, мама с папой (и все бабушки-дедушки вместе с ними) должны быть заодно. Задача – воспитать хорошего сына-дочку-внука-внучку, а не отравить детство своими нотациями-запретами. Кто еще научит ребенка видеть «что такое хорошо и что такое плохо»? А для этого надо общаться, разговаривать, думать, сопереживать. Иногда самое сложное в семейных отношениях – взаимопонимание и поддержка всех членов семьи.
  3. В-третьих, если вы сказали «нельзя» — стойте на своем до потери пульса. Особенно, когда запрет связан с жизнью и здоровьем ребенка. Нет – значит нет. Без вариантов. А если «чуть-чуть можно» — то не вводите малыша в заблуждение своими полузапретами, его простодушный мозг не понимает взрослых вы колеблетесь в принятии окончательного решения, то возьмите паузу, подумайте («мне надо посоветоваться с папой»). Ребенок должен получить аргументированный ответ.
  4. В-четвертых, собираясь что-то запретить, принимайте во внимание возраст своего чада. Не относитесь к нему, как к неразумному малышу, уважайте его право на самостоятельные решения и в меру нагружайте ответственностью. Будьте искренни. Ребенок должен чувствовать ваше доверие и видеть, как может расстроить его поведение. Ему многому предстоит научиться, и кто, если не вы, покажет модель правильного отношения?
  5. В-пятых, запрещая – предлагай. Альтернативный вариант поведения поможет ребенку увидеть мир шире и не концентрироваться на текущих проблемах. Это важно не только в младенческом, но и подростковом возрасте. Разговаривайте со своим ребенком, будьте ему другом. Он должен видеть, что родители на его стороне. И никогда на него не кричите! Это важно.
Что делать, чтобы ребенок вас услышал?

Тогда он будет вас уважать и прислушиваться к вашему мнению.

Что делать, чтобы ребенок вас услышал?

Это действительно хорошо работает, когда родители с ранних лет строят честные доверительные отношения со своим ребенком. А вот что делать, если все запущено, все грабли обтоптаны, а детеныш стремительно приближается к подростковому возрасту, — узнаем у психологов в следующих статьях.

Что делать, чтобы ребенок вас услышал?

Читайте далее:

Что делать, чтобы ребенок вас услышал?

Кризисный возраст у детей по годам 1, 3, 7, 11-14: рекомендации психолога

Читайте также:  Почему мужчина заводит любовницу? Каковы причины такого поступка?

Почему нельзя кричать на ребенка: страшные последствия

Ребенок очень капризный

Устройство братьев и сестер

Пакет законопроектов также гарантирует совместное устройство братьев и сестер, оставшихся без попечения родителей.

"Законопроектом жестко вводится и гарантируется совместное устройство братьев и сестер, оставшихся без попечения родителей. Передача братьев и сестер под опеку (попечительство) разным лицам не допускается. Орган опеки и попечительства может отступить от этого положения только, если дети не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья и устройство ребенка под опеку (попечительство) отдельно от братьев и сестер отвечает его интересам", — сказала Мизулина.

Она пояснила, что при вынесении такого решения орган опеки и попечительства обязан учитывать заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе осведомлены ли дети о своем родстве, проживают совместно или нет, находятся в организации для детей, оставшихся без попечения родителей или проживают в семье (семьях).

"При этом дети имеют право знать о месте жительства своих братьев и сестер и общаться с ними", — добавила сенатор.

Правило №3: Сопровождайте запрет понятным действием

Психологи не рекомендуют подкреплять запретные слова наказанием. Шлепки и прочие меры острастки вызовут замешательство и страх. Ваша задача – объяснить словами, а не физическим давлением.

Правило №3: Сопровождайте запрет понятным действием

Цель действий состоит в том, чтобы убрать кроху из зоны опасности. Отстраните малыша плавно, без рывков и других болезненных движений. Вы можете схватить и удержать его руку, отодвинуть ребенка от предмета, который ему любопытен, отвлечь чем-то интересным. Объясните причину запрета кратко, без излишних философствований. Например, «нельзя трогать огонь, будет «бо-бо».

Еще несколько полезных рекомендаций, как объяснить ребенку слово «нельзя».

Правило №3: Сопровождайте запрет понятным действием
  • Проверьте реакцию малыша в безопасной обстановке. Это поможет убедиться в правильности ваших объяснений. Будьте готовы, что годовалый ребенок не сразу усвоит урок. Это зависит от его умственной зрелости и темперамента. Некоторые непослушные непоседы будут упрямо бросать вызов родительским запретам.
  • Ребенок не должен чувствовать, что взрослые обращают на него максимум внимания, только когда он приближается к чему-то запретному. Уделяйте достаточно времени, чтобы объяснить ему не только плохие, но и хорошие вещи. Иначе он будет намеренно привлекать ваше внимание, делая то, что нельзя.
  • В годовалом возрасте дети могут делать такие вещи, как выдергивание волос у мамы и тому подобное. Таким образом он просто демонстрирует свою привязанность. В подобной ситуации скажите: «Маме больно» спокойным тоном и остановите его чем-то позитивным, например, поцелуем в руку.
  • Хорошо работает у маленьких детишек метод усиления интонации. Если ребенок не реагирует на слово «нельзя», сказанное тихим голосом, повторите его несколько раз более низким и требовательным тоном.
  • В таком возрасте лучше отвлекать детей, чем использовать метод «тайм-аута». Тайм-аут — это когда вы помещаете ребенка в удаленное место на несколько минут, например, сажаете в манеж. Этот способ обычно не работает, потому что дети этого возраста понятия не имеют, чего вы пытаетесь достичь, и просто не помнят, что сделали неправильно.
  • Используйте концепцию «безопасный дом». Уберите из зоны досягаемости ребенка вещи, которые он не должен трогать. В таком случае количество «нельзя» сократится, а его эффективность увеличится.
  • Когда необходимо отвлечь ребенка или изменить ситуацию, обязательно предложите альтернативу. Например, уберите ваш дорогостоящий смартфон и займите его внимание развивающей игрушкой. Играть с умным зайкой так весело!
Правило №3: Сопровождайте запрет понятным действием

Сначала ребенок, делая то, что запрещено, видит родительскую реакцию, но поступает наперекор. Постепенно он учится говорить себе «нельзя». Наконец, когда урок полностью усвоен, он спрашивает: «Можно?». Таким образом, сначала он усваивает концепцию «нельзя», а затем «можно». Подтверждением этому служит тот факт, что годовалые дети склонны к отрицанию. На любой вопрос они с большой долей вероятности ответят «нет». Слово «да» появляется в детском лексиконе гораздо позднее. Не принимайте детское «нельзя» на свой счет. Оно не свидетельствует о непризнании авторитета, а является проявлением самостоятельности и желанием подражать взрослым.

Читайте также:  Сангвиник: характеристика темперамента женщины и мужчины

Позиция всех членов вашей семьи относительно каждого «нет» для ребёнка должна быть одинаковой

Договоритесь об устанавливаемых для ребёнка правилах со всеми, с кем вы живете. Соберите семейный совет и обсудите, что вы будете запрещать малышу и каким образом. Постарайтесь прийти к общему решению. Чтобы запреты работали, и у ребёнка сложилось четкое представление, о том, чего делать нельзя и почему, вам придётся действовать согласованно. К тому же у ребёнка не будет возможности научиться манипулировать вами.

Придерживайтесь установленных правил и сами. Если вы разрешаете ребёнку есть только за столом, а сами устраиваетесь с бутербродом на диване, ребёнок скорее последует вашему примеру, чем вашему запрету.

Применяя эти правила на практике, вы почувствуете свою «золотую середину», поймёте, как они могут работать именно с вашим ребёнком, выработаете ваш собственный способ ограничивать ребёнка, сохраняя при этом близость и радость общения друг с другом.

Смотрите также: веб-марафон для молодых мам «Введение в материнство» (7 вебинаров) Бесплатный мини-курс психолога Екатерины Бурмистровой «Мама всемогущая» Бесплатную онлайн-лекция психолога Екатерины Бурмистровой «Со мной так нельзя: Где проходит моя личная граница?»

Допустимо ли физическое наказание?

Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

Обычно матери и отцы в качестве оправдания приводят следующий аргумент: «Меня же родители лупили, и ничего – вырос не хуже остальных».

Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

Читайте также:  Восприятие матери ребёнком. Совместимость мамы и ребенка по гороскопу

Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

Допустимо ли физическое наказание?
  • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
  • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
  • агрессивность;
  • стремление бунтовать по любому поводу;
  • стремление отомстить;
  • испорченные детско-родительские отношения.

Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

Более подробно о том, почему нельзя бить ребёнка и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога.Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства. Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание.