Мотивация и мозг — как мотивировать себя в 100 раз сильнее

Что такое мотивация? Один из разновидностей психологического процесса, который побуждает людей к способствующим достижению определенной цели действиям, является мотивацией. В психологи до сих пор нет ее единого определения.

Виды мотиваций

На самом деле мотивация имеет много разных видов. Мотивируют себя и других людей к определенным действиям по-разному.

Также мотивация может быть, как естественной (происходящей по естественным причинам и в связи со сложившимися обстоятельствами), так и искусственной (создаваемой для достижения цели, каких-либо действий).

Кроме того, она подразделяется на позитивную (с положительными стимулами) и негативную (для избегания чего-либо).

Еще она бывает внешняя и внутренняя. Внешней мотивацией является побуждение человека либо принуждение его действовать с помощью внешних обстоятельств или стимулов (хорошей оплаты). Тогда как внутренняя – представляет собой желание деятельности, продиктованное физиологическими порывами изнутри (интересом к какому-либо делу).

Мотивацией могут быть материальные (деньги, подарки) либо нематериальные (корпоративные празднования, медицинская страховка) поощрения.

Что такое мотивация?

Мотивация относится к малоизученным темам. Отсутствует даже четкое определение такого понятия, а также общая теория с обобщенными механизмами и процессами, лежащими в основе данного явления.

Некоторые ответы можно найти в нейрологии. Наукой описываются три последовательные и контролируемые головным мозгом субпроцесса:

  1. Ориентировка на выгоду. Предусматривает формирование мотивации в зависимости от ожиданий награды. Этим процессом руководит вентральный стриатум – «центр вознаграждения», участвующий в анализе стимулов мотивации и вознаграждений.
  2. Оценка выгод своих действий. В процессе задействована орбитофронтальная кора — участвующая в оценки результаты при принятии решений.
  3. Осуществление целенаправленного контроля – относится к когнитивным (корковым) процессам. Это сопоставление результата и достигнутой цели. Относится к сознательной контролируемой мотивации. Характеризуется планированием, сохранением целей и контролем за выполнением поставленных задач.
Что такое мотивация?

Субпроцессы находятся в постоянном взаимодействии через передачу сигнала из одного отдела головного мозга в другой.

Это интересно: До настоящего времени не выяснено, мотивация – это психологическое состояние или процесс. Поэтому ее очень сложно отличить от импульса, намерения, желания целей, ценностей и воли, заинтересованности, компетенции, награды, саморегулирования.

Функции эмоций

Эмоциональные состояния приносят нам много минут наслаждения, но нередко кажутся лишними. Мы бы хотели избавиться от негативных переживаний, не тревожиться за близких, не испытывать чувства гнева или страха. Но эмоции, даже самые неприятные, выполняют очень важные функции в нашей жизни.

  • Управляющая или регулирующая функция. Эмоции, как негативные или позитивные переживания, управляют нашим поведением, формируют мотивы и являются сильнейшим стимулом. Ведь любое живое существо стремится к тому, что приносит наслаждение, и пытается избежать неприятных ощущений.
  • Оценочная функция. Эмоции помогают разобраться в сложном мире, навести порядок в наших отношениях. Они оценивают все, что происходит с нами: как хорошее, так и плохое. Эта оценка позволяет нам делить людей на друзей и врагов, а события на приятные и неприятные.
  • Защитно-мобилизующая функция. Эмоции предупреждают нас об опасности, и они же включают защитные механизмы нашего организма, мобилизуют силы на решение проблемы.
  • Сигнальная или экспрессивная. Эмоции играют огромную роль в общении, передавая другим людям информацию о нашем состоянии и отношении. Экспрессивные движения, сопровождающие эмоции – важная часть невербальной коммуникации.
  • Синтезирующая функция. Эмоции – это своеобразный «цементный раствор», соединяющий в памяти события, образы, явления. Именно эмоции создают в памяти единые блоки-комплексы событий, связанных переживаниями.

Но наряду с положительными и, несомненно, важными и нужными функциями, эмоциональные состояния могут играть и дезорганизующую роль, то есть мешать нормальным действиям человека. Чувство страха способно перерасти в панику, которая мешает нормально осмыслить ситуацию и принять правильное решение. Волнение не дает сосредоточиться на деятельности, например, решить задачу на контрольной. А любовь тоже, бывает, так кружит голову, что человек больше ни о чем не может думать и не оценивает свои действия здраво.

Однако выход есть. Человек вполне может научиться управлять эмоциями и подчинить их контролю разума.

Зачем человеку нужны эмоции (основные функции эмоций)

Сигнальная. Пожалуй, самая главная функция. Ее суть — изъявить желание человека. Она помогает понять то, что человек хочет в данный момент времени. Благодаря ей, человек может выстраивать свои будущие шаги.

Мотивационно-регулирующая. Во многом схожа с сигнальной. Отличие ее в том, что она помогает выстроить план шагов на долгосрочную перспективу, в то время как сигнальная помогает принять решение немедленно в стрессовой ситуации.

Коммуникативная. Конечно, эмоции играют важную роль в общении. Благодаря им, мы можем видеть, в каком настроении находится наш собеседник. Мы сможем отчетливо видеть такие эмоции как грусть или гнев и, исходя из полученной информации, будем понимать, как выстроить общение.

Защитная. В некоторых ситуациях эмоции могут сохранить нас от каких-либо внешних воздействий. К примеру, страх и трусость уведут нас из опасного места и спасут нам жизнь и нервные клетки.

Эмоции во многом зависят от человека и его мыслей. Если он думает о позитивных вещах, то его не будут мучить негативные чувства. А если человек зациклен на плохом, то и все плохое, что происходит вокруг, он будет воспринимать на свой счет.

Читайте также:  Непослушные дети и Оппозиционное Вызывающее Расстройство

Основные теории кратко

Теории построены на анализе факторов, влияющих на процесс мотивации. Основной задачей теории является анализ и отражение потребностей человека, их структуры и содержания.

Психологические

Мотивационные психологические теории возникли в 17-18 веках.

Они были построены на идеях рационализма. Человека считали существом, отличным от животных и наделенным высшими дарами (самосознание, разум и т.д.)

Так теория решений и автомата объясняет поведение человека и поведение животного на рационалистической и иррационалистической основе соответственно.

Во второй половине 19-го века теория мотивации была пересмотрена благодаря Ч. Дарвину, предложившему миру теорию эволюции. Теперь понятие связывали с инстинктами, а потребности поделили на две группы (социальные и биологические).

Далее биологизатор У. Макдуггал и Фрейд прировняли все поведенческие стратегии к врожденным инстинктам. Фрейд выделял лишь один инстинкт (либидо), а затем добавил еще и инстинкт смерти.

А Макдугалл предложил список из 10-ти инстинктов (строительство, бегство, репродуктивность, любопытство и т.д.).

Курт Левин рассматривал мотивацию как набор валентных единиц, по аналогии с химией. Г. Мюррей поделил потребности на первичные и вторичные. А. Маслоу вывел самую популярную концепцию, согласно которой потребности имеют иерархическое деление.

На низшем (базовом) уровне находятся органические (естественные) потребности. Далее идут потребности в безопасности, аффилиации, познании, эстетике и самоактуализации. Их удовлетворение происходит посредством смещения фокуса от низшего уровня к высшему уровню.

Когнитивные

Когнитивные теории оценивают мотивацию как механизм выбора той или иной формы поведения.

И этот процесс регулирует мыслительная деятельность.

С. Боллес рассматривал механизм выбора как ответ на внешний раздражитель в случае острой необходимости и выбор возможности по случайному алгоритму в любое другое время.

Эдвард Л. Деси считал, что внутренняя мотивация является неким «прописанным кодом» в организме, так как зависит от врожденных особенностей индивида.

Лион Фестингер предложил «Теорию когнитивного диссонанса», согласно которой любое знание или убеждение можно считать когницией.

А при столкновении взаимоисключающих когниций человек испытывает чувство дискомфорта и стремится от него избавиться, мотивируясь на действия.

Тейлора

Тейлор первым применил содержательный подход к вопросу.

Сущность теории заключается в том, что человек будет наиболее мотивирован, если его вознаграждение связанно напрямую с уровнем производительности труда.

Он внес два новых элемента, которые должны были простимулировать работников: премиальную систему оплаты и хронометр.

Отечественные

Авторами наиболее успешных отечественных теорий были Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов.

Читайте также:  4 мужские черты, которые привлекают женщин

Они акцентировали внимание на педагогической деятельности, при этом опуская мотивацию в рамках производства и трудовой сферы.

Согласно теории Выгодского человек имеет два полярных уровня развития (высший и низший). Эти уровни развиваются независимо друг от друга, но одновременно.

Они определяют высшие и низшие потребности индивида. Закрыть потребности одного уровня с помощью средств из другого уровня невозможно.

Леонтьева

Леонтьев в своих трудах писал о том, что предпосылкой к любому действию является субъект, имеющий потребности.

При этом наличие потребности — фундаментальное условие жизни для человека, как и способность дышать.

Потребность в более широком смысле — это необходимость в чем-то, что лежит вне организма. Т.е. стремление дополнить систему.

Последствия использования эмоций

Так как эмоции являются сильнейшими мотивами и источниками энергии, то они существенно влияют на Вашу деятельность, эффективность достижения успеха и самореализацию. Так, испытывая сильные позитивные эмоции можно получать много энергии, помогающей быстро действовать, преодолевать препятствия и достигать целей.

Использование эмоций позволяет успешнее достигать личных целей за счет установления долгосрочных, доверительных отношений, объединения ресурсов с партнерами и достижения общих целей, которых в одиночку достичь трудно или невозможно.

Если думать о цели без эмоций, «сухо, холодно», то велика вероятность провала или отказа от этой цели. Но если ею сильно интересоваться, постоянно думать о ней, относиться к ней как к самому важному в жизни, со страстью и энтузиазмом ее достигать, то вероятность успеха колоссально возрастает. Этот принцип является одним из базовых для работы закона притяжения.

Также существенным плюсом управления эмоциями является успешность во всех сферах жизни. Ведь в этом случае полностью отсутствует вред при сильных эмоциональных «вспышках» и всегда есть энергия для достижения любой цели.

В любом случае, даже если эмоции не использовать для развития и самореализации, то они все равно необходимы для обычной жизни, чтобы быть в хорошем настроении, тонусе, быть счастливым, испытывать радость даже от мелочей и делиться своими эмоциями с близкими людьми.

Развивайте свои эмоции и управляйте ими, тогда Ваш успех, Ваше счастье и Ваша самореализация будут неизбежны.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ЕЩЕ БОЛЬШЕ?

Тогда прочитайте книгу

ЛИЧНОЕ РАЗВИТИЕ КАК СИСТЕМА ©

Часть четвертая. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

60 величайших технологий созданы для Вас, если Вы хотите стать успешнее и эффективнее, самореализоваться и создать свое наследие

В комплекте идет очень полезный бонус!