Непослушные дети и Оппозиционное Вызывающее Расстройство

Многие родители замечали, что ребенок странно себя ведет – капризничает без причины, часто плачет, кричит или даже дерется. Как реагировать на такое состояние, нужно ли начинать волноваться? Профильные специалисты рекомендуют незамедлительно обращаться за помощью к психологам или психиатрам. Возможно, что маленький человек болен. Важно исключить пограничное расстройство личности и другие опасные клинические синдромы.

Заключение

В заключение можно сказать, что прием антипсихотических препаратов у детей с непсихотическими психическими расстройствами остается пока дискуссионным вопросом, поскольку их длительное применение не является убедительным доказательством эффективности. Несмотря на кратковременную результативность указанных интервенций, ключевым вопросом остается безопасность препарата, поэтому применение нейролептиков в подобных случаях следует осуществлять с осторожностью и прекращать, в случае возникновения нежелательных проявлений.

Где учиться детям с нарушениями зрения

За последние пять лет в России закрылись 153 коррекционные школы для слепых и слабовидящих детей, и они продолжают закрываться, несмотря на формальный запрет, рассказали «РГ» во Всероссийском организации родителей детей инвалидов (ВОРДИ). В числе причин — недофинансирование, с которым часть из них столкнулись после оптимизации, оказавшись структурными подразделениями общеобразовательных школ.

Как отмечает федеральный куратор направления образования ВОРДИ Ольга Седых, обучение слепого ребенка обходится в 10 раз дороже, чем здорового. Для него требуется специальное оборудование, дополнительный штат работников — дефектологов, тьюторов. Незрячие и слабовидящие дети не могут учиться без помощи узких специалистов, потому что у них особенное восприятие информации. «Сегодня в средних школах не то что на ремонты, а на мытье полов родительские комитеты скидываются, — говорит она, — ни о каком спецобразовании не может быть и речи». К тому же детям с проблемами по зрению требуется ежедневное медицинское наблюдение, а в общеобразовательных школах иногда даже медкабинета нет, как, например, в городе Беловске Волгоградской области. Там уже пять лет после оптимизации — присоединения коррекционной школы к общеобразовательной — медкабинет не работает. И это притом что в целом регион показательный по организации коррекционного образования для детей-инвалидов с различными нозологиями. Он один из немногих, где сохранена сеть из 24 специализированных образовательных учреждений, в которых обучаются более трех тысяч детей.

Читайте также:  Мезальянс - это что такое? Значение и примеры употребления

В других регионах сегодня вместо коррекционного детям с проблемами по зрению предлагают инклюзивное образование: то есть учиться со здоровыми детьми в обычной школе. Как рассказал председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев, по итогам мониторинга общественников, инфраструктура половины обследуемых образовательных учреждений подходит для слабовидящих учащихся: над входом школ хорошо распознается яркая вывеска, есть контрастные дверные полотна, поручни, звуковые и световые маяки, на крайних ступенях лестниц, первых и последних, нанесена специальная разметка. Более того, 8% общеобразовательных школ в 43 российских регионах признаны абсолютно адаптированными для инвалидов по зрению, но именно — по доступной среде, а не по доступности образования, подчеркнул он.

Мнение

Сегодня число инвалидов по зрению в стране, по данным минтруда, составляет почти 303 тысячи человек. Большинство из них живут активной жизнью. Во Всероссийском обществе слепых подчеркнули, что около 100 тысяч незрячих граждан занимаются спортом, десятки тысяч увлекаются музыкой, регулярно принимают участие во всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. На предприятиях работают более шести тысяч слепых россиян, которые выпускают продукцию, востребованную в самых разных отраслях экономики, ежегодно они производят товаров на более чем 11,4 млрд рублей.

Среди инвалидов по зрению много знаменитых и образованных людей, которые не смогли бы самореализоваться, если бы они не имели возможности учиться, читать литературу по Брайлю или слушать «говорящие» книги.

Факторы риска

Темперамент – в характере ребенка заложены трудности с управлением эмоциями, такие как эмоциональное реагирование на ситуации или проблемы переживания любого разочарования.

Проблемы с воспитанием — ребенок, который испытывает насилие или пренебрежение, жесткую или непоследовательную дисциплину или отсутствие родительского внимания.

Другие семейные проблемы — ребенок, который живет в скандальной или неполной семье или имеет родителя с психическим заболеванием или расстройством употребления психоактивных веществ.

Читайте также:  Истерия, диссоциативное расстройство – что это?

Окружающая среда — оппозиционное и вызывающее поведение может быть спровоцировано и усилено за счет внимания со стороны сверстников и непоследовательных требований дисциплины от других авторитетных фигур, таких как учителя.

Чтобы определить, имеет ли ваш ребенок оппозиционное вызывающее расстройство, детский психолог или психотерапевт, скорее всего, проведет всестороннюю психологическую диагностику. Поскольку ОВР часто встречается наряду с другими поведенческими или психическими проблемами, симптомы ОВР может быть трудно отличить от симптомов, связанных с другими проблемами.

Будьте готовы предоставить специалисту следующую  информацию о ребенке:

  • Общее самочувствие.
  • Частота и интенсивность оппозиционного поведения.
  • Эмоции и поведение в разных ситуациях и отношениях. Семейная ситуация и взаимоотношения членов семьи.
  • Стратегии, которые были полезны — или не помогли — в управлении проблемным поведением
  • Наличие других нарушений психического плана, обучения или общения.

Этапы формирования психопатий

– Получается, что психопатии, проявляющиеся в подростковом возрасте, не возникают сами по себе, а формируются с самого рождения?

– Условно формирование психопатий можно разделить на три этапа.

I этап – раннее детство, когда психопатические проявления исчерпываются отдельными элементами проявления: чрезмерное возбуждение, истерики, резкие перепады настроения, аутизация ребенка – замыкание в себе. Клиническая картина психического расстройства еще недифференцирована, изменчива, подвижна и фрагментарна. Отдельные аномальные черты еще не дают основания вычленить именно психопатическую структуру поведения. Но уже на этом этапе родители могут обратить внимание на расстройства поведения, гиперактивность, заторможенность, аутичность или речевые нарушения. Эти симптомы уже дают повод, чтобы обратиться к неврологу за разъяснениями. Часто психопатии путают с акцентуациями, когда ребенок проявляет особенности характера в пределах нормы, какие-то черты при этом наиболее усилены, вследствие чего ребенок становится более уязвимым и нервным. Акцентуации – это не психическое расстройство, поэтому своеобразное поведение малыша требует длительного наблюдения.

На II этапе – формирование психопатии в пубертатный период развития ребенка, проявляется мозаичность клинической картины. Отмечается взаимозаменяемость психопатической симптоматики многообразием возрастных особенностей: инфантилизм, стремление к самоутверждению, реакции отказа, оппозиции, имитации, эгоцентризм и т.п. Также проявляются признаки педагогической запущенности, склонность к сверхценным идеям (параноидальный признак). Со временем один из психопатических признаков начинает занимать доминирующее место. Чтобы диагностировать тот или иной тип психопатии нужно учитывать многие особенности: психическую активность, развитие моторики, подвижность или ригидность психопроцессов, интравертированность или экстравертированность, склонность к невротическим реакциям, организованность. Психопатические сдвиги в подростковом возрасте динамичны и отражают все ресурсы психики. Часто психогенные проявления сочетаются с аффективными расстройствами или замещают их.

Читайте также:  10 способов, как найти и не потерять любимого человека

III этап – конец пубертатного периода, характеризуется завершением формирования психопатии и проявления всех ее клинических форм. Знание поэтапности формирования психопатии очень важно для постановки диагноза и исключения сходных с психопатией состояний.

Как поступить родителям

Важно понимать, что несвоевременное выявление и отсутствие адекватного лечения могут спровоцировать довольно опасные осложнения. Чаще всего врачи отмечают сложности с адаптацией в обществе и социализацией. Именно поэтому при первых подозрениях на ПРЛ нужно проконсултироваться с детским психологом (психиатром). Для подтверждения или опровержения патологии врачи используют метод Векслера и таблицы Шульте. Не лишними будут и аппаратные исследования, например, электроэнцефалограмма для получения данных о состоянии центральной нервной системы.

Терапия пограничного расстройства личности занимает длительное время. Обычно врач наблюдает за ребенком в течение 6-8 месяцев, выявляет причину заболевания и подбирает адекватный комплекс мер. В первую очередь необходимо устранить источник волнений, разработать идеальный режим дня, корректирующие программы. При определенных условиях специалист назначает медикаментозное лечение (препараты подбираются индивидуально, исходя из тяжести симптомов и физических характеристик больного).

Если ПРЛ вызвано генетическими отклонениями, но терапия сводится к купированию приступов и коррекции поведения ребенка. Вне зависимости от причин нарушения психики, родители должны строго выполнять указания врачей, периодически проходить обследования в клинике.