Понятие конфликта в психологии: стадии, виды и функции

Рада вновь приветствовать любознательных и стремящихся к саморазвитию читателей на страничках нашего проекта. Вы с нами ‒ и это здорово! Предлагаю обсудить сегодня стадии развития коллектива по Макаренко. Давайте вместе разберёмся, какую роль в нашей жизни играют коллективные отношения и как мы способны развивать их во благо себе и окружающим.

Понятие конфликта и его признаки

Конфликт представляет собой очень сложное общественное и психологическое явление. Рассмотрению этого понятия посвящены не только разделы общей и социальной психологии. Существует целая отрасль науки — конфликтология, исследующая состояния напряжения, причины их появления, механизмы и закономерности зарождения и развития подобных ситуаций, функции, положительные и отрицательные последствия, способы и возможности их предупреждения и разрешения.

Подробное исследование тематической литературы показало, что в современном словаре существует более 100 различных определений понятия конфликта в психологии.

С обывательской точки зрения очень часто он воспринимается как резко негативное событие, пронизанное чувством враждебности, обиды, непонимания и агрессии. При такой оценке ситуации кажется естественным желание любым путем избежать участия в подобном столкновении.

В период становления науки управления многие ученые склонялись к мнению, что проблемные ситуации — это свойство неэффективной деятельности организации и результат слабого управления. Но на сегодняшний момент все отрасли психологической науки единогласно разделяют точку зрения, что определенные расхождения возможны в самых эффективных организациях, даже при условии адекватных взаимоотношений всех членов коллектива. Спорные ситуации бывают нужными для дальнейшего развития и функционирования организации. Для этого необходимо научиться грамотно управлять конфликтом.

Читайте также:  Боязнь вождения автомобиля как называется. Амаксофобия

Термин «конфликт» имеет латинское происхождение. Это слово часто переводится как «столкнувшиеся», а кратко определить само понятие можно как отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

Иногда конфликт рассматривается как особая форма (или вид) взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций сторон, проявляющихся в поступках. Специалистом — конфликтологом в этом случае важно проанализировать два момента: наличие самой проблемной ситуации и ее представленность в сознании участников. Практическое изучение различных видов конфронтаций позволило психологам сделать вывод о том, оба компонента (действия и представление в сознании) являют собой обязательные признаки и сущность конфликта.

Функции и роль

Социализация в психологии – это явление, выполняющее следующие функции:

  • нормативно-регулятивная функция. Она формирует деятельность человека с помощью определенных воздействий на него со стороны социальных институтов, которые регулируют общественный образ жизни;
  • личностно-преобразовательная функция. Заключается в индивидуализации человек с помощью формирования у него потребностно-мотивационной сферы, а также системы ценностей и идеалов;
  • творческая функция. На этапе ее выполнения у человека появляется потребность в самореализации с помощью творческой деятельности, решения ситуаций нестандартными способами;
  • коммуникативно-информационная функция. Она обеспечивает взаимоотношения человека с обществом, дает личности информацию об особенностях взаимодействия и желательном образе жизни;
  • прокреативная функция. Заключается в порождении готовности действовать определенным образом;
  • ценностно-ориентационная функция. Она формирует систему ценностей, которые определяют образ жизни человека;
  • компенсаторная функция. Восполняет дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.
Функции и роль

Роль социализации заключается в:

  • самораскрытии личности (социум дан опосредованно, через совокупность индивидуальных жизненных программ);
  • адаптации личности к социальной среде (индивидуальность приспосабливается к внешним условиям, сохраняя изначально заданные сущностные параметры);
  • освоение определенного набора паттернов (личность готова воспринять некоторые предложенные образцы поведения);
  • построение личности по заданному прототипу (индивид полностью подчинен социуму, созидающему его по определенному плану).
Читайте также:  Главная ошибка всех, кто хочет изменить жизнь

Виды коллектива

Коллективы бывают однородные и неоднородные по своему составу. Это может касаться чего угодно: пола, возраста, социального и материального статуса, образования, профессии.

Разнородным (гетерогенным) коллективам проще решать сложные задачи, ситуации мозгового штурма. Они менее конфликтны, чего нельзя сказать о гомогенных коллективах (однородных). Почему так? В гомогенных коллективах выше конкуренция, хотя и лучше взаимопонимание, а также быстрее происходит сплочение. Еще острее конкуренция ощущается в женском гомогенном коллективе.

Существует еще несколько классификаций коллективов.

По структуре

  1. Функциональные (разделение труда и обязанностей).
  2. Политические (принадлежность к каким-либо группам).
  3. Социально-демографические (разделение по полу, возрасту, статусу).
  4. Социально-психологические (симпатии и антипатии).
  5. Поведенческие (степень активности).
  6. Мотивационные (факторы, побуждающие к активности).

По статусу

Принято выделять официальные и неофициальные коллективы. То есть взаимодействие первых прописано на бумаге (устав, договор, инструкция). Неофициальные коллективы скреплены только практикой.

По характеру внутренних связей

Формальные и неформальные коллективы. Первые возникают на основе официального распределения. В неформальных коллективах взаимоотношения складываются спонтанно, сами собой. Эти границы могут быть в рамках одного коллектива, притом часто они не совпадают.

По продолжительности жизни

В рамках этого разделения говорят о временных и постоянных коллективах. Первые собираются для решения одной конкретной задачи, вторые функционируют продолжительное время и решают множественные задачи.

По степени свободы участников

Речь идет как о свободе входа/выхода из коллектива, так и об активности участия (посещаемости встреч, участии в мероприятиях).

По функциям

  1. Ориентированные на достижение коллективной цели.
  2. Коллективы, деятельность которых направлена на само общение и интересы участников.

По размеру

  1. Большие коллективы. В них люди мало знают друг о друге, каждый участник выполняет много обязанностей, больше отдаленность от участников, но выше шанс получить совет и очевиднее общие и частные цели. Такие коллективы экономичнее.
  2. Малые коллективы. В них участники хорошо знают друг друга, но выполнение задач усложняется тесными эмоционально насыщенными отношениями. Обычно в малую группу входит от 2 до 5 человек. Ни одного участника нельзя заменить без ущерба и распада для коллектива. Проще всего разрушаются группы из 2-3 человек. В триаде, как правило, один участник становится лишним.
Читайте также:  Головная боль парня: почему несвободная девушка общается с другими?

Увеличение размера группы влияет на каждого из ее участников. В малых коллективах проще установить систему самоуправления.

Заключение

В заключение мне хотелось бы привести цитаты Антона Семёновича, наглядно отражающие его новаторские идеи в системе формирования коллективных взаимоотношений.

«Когда объединённая группа не имеет цели своей деятельности, то невозможно изыскать и способы её организации».

«Ваше отношение к ним может быть отчуждённым до крайней степени или требовательным до придирчивости, но если у вас кипит работа, вы обладаете энергией и вам сопутствует удача ‒ будьте спокойны и уверены: коллектив на вашей стороне. И наоборот, приветливое и ласковое обращение не сможет скрыть вашего непрофессионализма, провалов и неудач в деле: общность будет презирать вас». 

Благодарю читателей за интерес к нашему проекту и стремление к самосовершенствованию. Обещаю, что вас ждёт ещё много познавательной информации и новых открытий. До встречи!

[Всего: 1 Средний: 5/5]