Психодрама как метод психотерапии, драматерапия, монодрама

Морено, человек, с чьим именем принято связывать развитие групповой терапии как специального психотерапевтического направления.

Тезисы:

  • Объект исследования — методика групповой психотерапии — психодрамма.
  • Психодрама групповая психотерапия волевой регуляция.
  • Морено называл психодраму "естественным методом реального исцеления".
  • Берн Э. Групповая психотерапия.
  • Роджерс К. О групповой психотерапии / Пер.
  • Рудестам К. Групповая психотерапия.
  • №12. Основные подходы и методы психотерапии.
  • Ялом И. Групповая психотерапия теория и практика.
  • При индивидуальном лечении психотерапевт может подробно наблюдать поведение клиента.
  • Предмет исследования — влияние психодраммы на уровень волевой регуляции.

Читать онлайнСкачать курсовую работу (теория)

Новые тесты

    Любите ли Вы себя? Довольны ли Вы собой? Сова или Жаворонок? Принадлежите ли вы к оптимистам? Велики ли глаза у страха? Умеете ли вы радоваться? Жил человек рассеянный Любите меня Ваша сексуальность Настоящий мужчина — это… Узнайте особенности характера вашего ребенка

Новые статьи

    Как правильно спорить с мужем? Как завоевать уважение окружающих Как побороть страх и неуверенность в себе? 10 способов поднять себе настроение Какая помощь нужна человеку в стрессовой ситуации? Как сделать брак благополучным? Планирование и его опасности Психология спорта: дыхание и состояние

Методика, приемы и методы психотерапии – Психологос

Методика психотерапии включает в себя стиль (аналитический или конструктивный), выбор формы работы (краткосрочной или долгосрочной, групповой или индивидуальной), направление работы, подбор методов, осуществление психотехнических действий и контроль терапевтических эффектов.

Формы психотерапевтической работы

Помощь оказывается в 2 основных формах: индивидуальной и групповой. В психотерапевтической группе может вестись как индивидуальная, так и групповая психотерапия. Смотри Психотерапевтическая группа и Психотерапевтический тренинг

Читайте также:  Острый психоз — симптомы, признаки, лечение и последствия

Работа с прошлым, настоящим и будущим

Работа с прошлым в психотерапии, точнее в психотерапевтическом консультировании, исходит из представления, что некоторые сегодняшние актуальные проблемы являются таковыми не сами по себе, а в связи с тем, что за ними стоит и их провоцирует прошлый негативный опыт. В этом случае, если удается снять застарелую проблему, уходят и сегодняшние затруднения. См.→

Приемы и методы психотерапии

Приемы и методы психотерапии серьезно различаются в зависимости от того, к какому направлению и какой школе принадлежит психотерапевт.

Основные направления непосредственной психотерапевтической работы, это:

Супруги постоянно ссорятся – нужно помочь им решать проблемы без ссор,

  • Работа с отношением к проблеме,

Супруги постоянно ссорятся – можно им объяснить, что в этом нет ничего страшного, это проявление их небезразличия друг к другу. “Милые бранятся – только тешатся”.

Методика, приемы и методы психотерапии – Психологос
  • Работа с эмоциями и состоянием клиента,

Супруги постоянно ссорятся и находятся в состоянии стресса – устроить им сеанс расслабления, их агрессивность друг к другу уменьшится.

Для того чтобы сориентироваться во всем многообразии методов и техник психотерапии, имеет смысл воспользоваться предложением М. Н. Решетникова (2000) и выделить методы психотерапии, относящиеся к следующим направлениям↑ (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 2000):

  1. методы психотерапии, основанные на внушении и самовнушении;
  2. когнитивно-поведенческая психотерапия;
  3. психоаналитическая (психодинамическая) психотерапия;
  4. экзистенциальная (гуманистическая) психотерапия;
  5. семейная психотерапия.

Методы психотерапии очень разнообразны – помощь в осознавании, психотерапевтическая беседа, телесные упражнения, сократический диалог, психотерапевтический опыт. Например, негативный опыт лечится позитивным опытом.

Еще более разнообразны конкретные приемы, используемые в психотерапии. См.→

С точки зрения синтон-подхода, большая часть немедицинской психотерапии существует в пространстве гуманитарного подхода, а еще точнее – живет в пространстве сказок, метафор и прямых внушений. К психотерапевту приходит клиент с проблемами, которые создал он себе сам, в своей реальности.

Обратите внимание

Психотерапевт в ответ на это предлагает ему другую реальность, новую сказку с другими сущностями, для убедительности создает там новую проблему (с которой он умеет работать лучше), решает эту проблему и этим фактом убеждает клиента, что теперь его проблема ушла.

Читайте также:  Как общаться с девушкой: полезные советы

Добрый сказочник вытеснил плохого сказочника, и в этой работе близко не было ни науки, ни логики. Это было искусство внушения.

Терапевтические эффекты

Терапевтические эффекты весьма разнообразны. Это эффекты процессуальные, результирующие, ядерные и экзистенциальные. См.→

Выбор упражнений

Во время психодрамы некоторые из участников могут быть выведены из игры из-за психологической защиты. Чтобы предотвратить это и способствовать скорейшему разрешению проблемы, были разработаны специальные упражнения. Эти упражнения проводятся в начале психодрамы и помогают членам группы быть более открытыми перед всеми:

  • Ролевая игра.
  • Сон. Для понимания значения снов.
  • Шахматная доска. Для того чтобы узнать отношения, в которых находятся участники группы.
  • Семья. Для выявления внутрисемейных отношений между членами семьи.
  • Без реплик. Необходимо высказать свое мнение друг о друге, отведя взгляд в сторону.

Техники, методы, приёмы

Самопрезентация

Простейший и обязательный метод психодрамы. Представляет собой монолог или серию коротких сценок, в которых протагонист изображает себя. Он единственный участник действия. Его цель — не только представиться другим членам группы, но и обозначить свою проблему.

Дублирование

Суть техники: после того, как протагонист отыграл все возможные роли в своей ситуации, его заменяют в сценке другим членом группы. Последний старается «продублировать» его и конфликт, но при этом неосознанно вносит своё видение, спонтанную реакцию, которая может неожиданным образом оказаться выходом из создавшейся проблемы. Но всё-таки основная задача — стараться полностью повторить все действия главного героя.

Показания к применению техники дублирования:

  • стресс;
  • одиночество;
  • обида;
  • подавленность;
  • страхи.

Технику дублирования нельзя применять, если:

  • участник должен принять самостоятельное решение;
  • протагонист открыт и отлично сам справляется со своей ролью;
  • члены группы — шизофреники или лица с параноидальными расстройствами личности.
Читайте также:  Дислексия у детей: симптоматика, диагностика, лечение

Психодрама предполагает также использование техники множественного дублирования, когда роль протагониста пытаются примерить на себя сразу несколько участников действия.

Обмен ролями

Отличается от техники дублирования тем, что новый герой не должен повторять действия и слова ведущего протагониста. Он должен отыграть роль так, как считает нужным. Это может дать совершенно новое видение ситуации. Причём главный персонаж при этом становится второстепенным, заменяя того, кто стал им.

Показания:

  • необходимость нового видения проблемы;
  • снятие психологической защиты с протагониста (играя второстепенную роль, он о ней забывает);
  • разрешение конфликтов между близкими людьми.

Противопоказания:

  • панические страхи, фобии, психотравмы;
  • психотический тип личности;
  • физическая и психологическая усталость.

Данную технику часто использует детская психодрама. Она помогает школьникам и подросткам социализироваться и самоинтегрироваться. Например, дети охотно играют в таких сценках родителей и учителей, демонстрируя, как лично они видят разрешение конфликтной ситуации.

Зеркало

Сначала протагонист отыгрывает свою проблемную ситуацию, затем удаляется из зала и смотрит за тем, что разыгрывается дальше, через видеозапись-онлайн. В это время его роль берёт на себя другой член группы, с которым психодраматерапевт заранее провёл работу. Он не просто отзеркаливает всё, что только что говорил и делал главный герой. Он гротескно подчёркивает какую-то определённую черту его поведения, которая мешает ему принять правильное решение и адекватно реагировать на проблему.

Показания:

  • аутизм, закрытость, социальная дезадаптация;
  • апатия, безволие, равнодушие, усталость от жизни, нежелание что-то менять и принимать ответственные решения;
  • депрессия, неадекватное поведение, навязчивые идеи, одержимость фантазиями.

Противопоказания:

  • высокая чувствительность;
  • низкая самооценка;
  • склонность к суициду;
  • паранойя.

После отзеркаливания протагонист выходит из тени и пытается отыграть ситуацию правильно, исправляя указанную ему черту (ошибку, реакцию). Данная техника часто используется для подростков, чтобы они смогли увидеть и оценить себя со стороны.