Расстройства интеллекта

Добрый день! Сегодня мы снова позанимаемся психиатрией. На повестке дня у нас интеллект (ум), и несколько основных нарушений, которые с ним связаны. Термины, которые я буду использовать в этой статье, давным-давно ушли «в народ» и, как правило, произносятся совсем с другим смыслом. Поэтому мы попробуем разобрать нарушения интеллекта, а перед этим, разумеется, узнаем что такое интеллект.

Составляющие интеллекта

Составляющие интеллекта делятся на наследственные и приобретённые. К наследственным составляющим интеллекта относят способности, одарённость и целеустремленность. К приобретённым составляющим интеллекта относят воспитание, образование и жизненный опыт. Соотношение врождённых и приобретённых составляющих интеллекта уникально для каждой личности.

Если я когда-нибудь буду писать о медицинской психологии, я обязательно дам определения этим понятиям и немного расскажу про каждое. А мы пока что двигаемся далее.

Составляющие интеллекта

Восстановление интеллекта, памяти, внимания после инсульта

Частично мы уже затронули этот вопрос выше, когда говорили о восстановлении двигательных способностей. Ведь в человеческой психике все взаимосвязано: в процессе обучения ходьбе и всем другим движениям, вплоть до самых мелких и точных, неизбежно будут восстанавливаться и развиваться все психические функции. Но, конечно, требуются и специальные упражнения, направленные на развитие каждой конкретной сферы психики.

Объем нашей книги не позволяет подробно остановиться на этой проблеме, но существует поистине безбрежное море литературы, которая обязательно окажется для вас полезной. И в первую очередь вам нужно обратить внимание на всевозможные «развивающие» книги для детей дошкольного возраста. Там вы найдете немалое число заданий, обучающих методик, направленных на развитие мышления, внимания и памяти. Мы уже говорили о том, что не стоит пренебрегать всевозможными «детскими» занятиями, вроде лепки из пластилина или рисования. К этому можно добавить множество других «развлечений». Особенно полезны так называемые «пальчиковые игры»: вы наверняка знаете хотя бы одну из них-знаменитую «Сороку-воровку». Подобным образом можно «разыгрывать» практически любые стишки, сопровождая их чтение различными движениями пальцами (можно сжимать пальцы в кулаки, хлопать в ладоши, щелкать ими и так далее). При частом повторении больной вместе с вами заучивает стишок наизусть (упражнение для памяти), старается правильно, в соответствии с произносимыми словами повторять все жесты (тренирует внимание), а все манипуляции, которые вы производите с его пальцами (поочередное их сгибание, как в той же «Сороке-воровке», легкое поглаживание или растирание), оказывают сильнейшее стимулирующее воздействие на восстановление речи (известно, что на пальцах рук располагаются точки, непосредственно связанные с речевыми центрами головного мозга).

Читайте также:  О любви: как правильно признаться девушке в чувствах?

Многие упражнения, направленные на восстановление интеллектуальных способностей, можно проводить с больным «без отрыва от производства»: во время уборки в его комнате, за едой, в ванной вы можете, например, играть с ним «в слова». Вариантов этой игры существует великое множество; тот, который запомнился мне со времен собственного раннего детства, назывался «грузить пароход». Правила просты: вы «нагружаете пароход» всеми пришедшими вам на ум предметами, название которых начинается с буквы «А» (или «Д», или «Ю». ). Выигрывает тот, кто «нагрузит свой пароход» большим количеством предметов. Другой известный вариант — игра «в города»: вы говорите одно название, ваш партнер должен вспомнить город, название которого начинается с той же буквы, на которую заканчивалось название первого (то есть вместе вы выстраиваете цепочку вроде «Армавир — Ржев — Вашингтон» и так далее). По ходу дела задание можно усложнять: например, называть города только какой-то одной страны или континента.

Можно играть в синонимы или антонимы (то есть подбирать слова со сходным или противоположным значением), сочинятькоротенькиестишки(строчку-вы, строчку-ваш партнер). Впрочем, перечисление всех возможных занятий такого рода можно продолжать до бесконечности; общая идея вам, наверное, ясна. Главное — постараться заполнить самыми разными упражнениями «для ума» каждую свободную минутку больного.

«Восстановление интеллекта, памяти, внимания после инсульта» статья из раздела Инсульт

Использованные источники:

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :  Лечение инсульта левой стороны тела  Чем кормить людей перенесших инсульт  Каштаны при инсульте  Кедровая настойка на водке от инсульта

Симптомы Расстройств интеллекта:

В патологии интеллекта выделяют умственную отсталость и деменции, которые делятся на диффузные и лакунарные, а также задержки развития и дефекты.

Читайте также:  Сенестопатия – причины, симптомы, лечение

Отличие умственной отсталости от деменции заключается в том, что она представляет собой исходную недостаточность, в то время как деменция — приобретенное состояние. Критической точкой считается возраст около 3 лет. Если ребенок утрачивает свои способности до этого возраста, он считается умственно отсталым, если после него — страдающим деменцией. Причины умственной отсталости различаются на генетические и приобретенные. Среди генетических причин возможны генные и хромосомные аномалии, мутации, которые ведут к болезням обмена веществ. Среди средовых причин выделяются влияние тератогенных, в том числе генетических факторов на генетический аппарат, повреждения при родах, и заболевания, приобретенные в первые 3 года жизни. Разделение умственной отсталости и ее клиника описаны в соответствующих разделах. Для умственной отсталости, за исключением некоторых обменных процессов, не характерно нарастание симптоматики, но свойствен даже некоторый прогресс в результате специального обучения. Описание степеней умственной отсталости дано в соответствующих разделах учебника.

Деменция выражается в приобретенном когнитивном дефиците в сфере памяти, мышления, обучаемости, волевой активности. Если изменение интеллекта касается только одной функции, например памяти, то говорят о лакунарном, то есть очаговом слабоумии, которое характерно для атрофических деменции, например, болезни Альцгеймера. Если оно касается постепенного снижения или выпадения всех (нескольких) функций — о диффузном слабоумии, то есть глобарной деменции, которая чаще отмечается при мультиинфарктных деменциях. Однако часто эти два типа деменции переходят друг в друга, поэтому можно говорить о том, что большинство деменции развиваются в динамике от очаговой к диффузной. Деменции чаще носят прогредиентный (поступательный) характер, и они необратимы.

Задержка развития интеллекта обусловлена обычно специфическими условиями среды, например воспитанием ребенка психически больными родителями, изоляцией, лишением нормального обучения, например в результате экономических трудностей. Однако, в отличие от слабоумия и деменции, при задержке возможен быстрый набор «планки» интеллекта в результате правильного обучения, отмечаются также вполне хорошие способности к адаптации в реальной жизни.

Читайте также:  Замужество — дело серьезное

При шизофрении отмечается функциональное слабоумие (дефект), оно выражается в том, что, несмотря на бездеятельность и избегание новых знаний, холодность и отрешенность, пациенты продуцируют фантазии и продуктивные переживания. Они, кроме того, могут полностью выходить из состояния дефекта, в том числе и перед смертью. Таково, в частности, выздоровление Дон Кихота, описанное Сервантесом.

Общие принципы терапии мнестических расстройств

Расстройства мнестических процессов довольно часто поддаются медикаментозной терапии, а также другим способам лечения. Варианты их применения зависят от конкретного диагноза, в особо тяжелых случаях возможно хотя бы облегчение симптомов. Основная терапевтическая схема выстраивается на следующих принципах:

  • снятие острого состояния (при психозах, травмах);
  • употребление витаминов;
  • лечение психотропными препаратами (транквилизаторы, нейролептики);
  • коррекция мозгового кровообращения (ноотропы: “фенибут”, “фенотропил”, “мексидол” и другие).

Дополнительно к основному лечению назначаются:

  • сбалансированное питание;
  • лекарственные травы (валериана, имбирь, пустырник);
  • когнитивное развитие памяти (различные хобби, заучивание стихов, освоение новых языков, развивающие игры);
  • индивидуальная работа с психотерапевтом.

Как обучался искусственный интеллект? Почему он стал таким умным?

  • Для обучения искусственного интеллекта было использовано более 60 000 стоматологических компьютерных томограмм.
  • На них врачи-рентгенологи в ручную разметили кариес, периодонтит и многие другие патологии, что позволило обучить систему искать проблемы в зубах самостоятельно.
  • Алгоритм основан на самой передовой на сегодня технологии компьютерного зрения.
  • Diagnocat разрабатывается с участием ведущих мировых экспертов челюстно-лицевых рентгенологов и стоматологов.

Олигофрения эндогенной природы, эндогенные причины олигофрении, умственной отсталости

Олигофрения эндогенной природы может быть связана с поражением половых клеток папы и мамы (отца и матери), родителей. Олигофрения встречается при таких заболеваниях и патологических состояниях (генетические формы), как болезнь Дауна, истинная микрофецалия. Часто выявляются энзимопатические формы с наследственными нарушениями различных видов обмена веществ, например фенилпировиноградная олигофрения, олигофрения, связанная с галактоземией, сукрозурией, другими энзимопатиями. Дизостозическая олигофрения связана с нарушением развития костной системы. Ксеродермическая олигофрения связана с нарушением обмена кожи.