Расстройство адаптации: МКБ-10, симптомы, причины, лечение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин адаптация применяется в различных сферах (биологии, психологии, социологии и др.).

Симптомы тревожно-депрессивного расстройства

В Юсуповской больнице симптомы тревожно-депрессивного расстройства выявляют врачи-психотерапевты с большим стажем работы. Они устанавливают причину заболевания, проводят оценку уровня тревоги и глубины депрессии с помощью специальных тестов, исключают другие расстройства психического здоровья.

Для смешанного тревожного — депрессивного расстройства характерны следующие признаки:

  • Беспокойство, необъяснимая тревога, иррациональный страх, который становится всё сильнее, поглощает пациента и превосходит свой реальный риск;
  • Плохое настроение, стойкое понижение эмоционального фона;
  • Эмоциональная лабильность;
  • Нарушение концентрации внимания;
  • Снижение работоспособности и запоминания.

Смешанное тревожное и депрессивное расстройство симптомы проявляется симптомами нарушения вегетативной функции, которые связаны с нарушением обмена гормонов, регулирующих настроение (адреналина):

  • Повышенным сердцебиением;
  • Учащённым дыханием;
  • Тошнотой;
  • Потливостью;
  • Головокружением;
  • Дрожью;
  • Нарушением сна и аппетита.

Тревожное расстройство у пациентов, страдающих сердечно-сосудистой патологией, проявляется легочно-сердечными симптомами (тахикардией, аритмий, ощущением «перебоев» в работе сердца или недостатка воздуха), а также признаками вегетативной дисфункции (тремором, гипергидрозом, холодными конечностями). В то же время достаточно типичные ангинозные жалобы (ноющая, сдавливающая, колющая боль в области сердца, которая отдаёт в левую лопатку или руку) могут иметь место при эндогенной депрессии.

В общемедицинской практике симптомы тревожного — депрессивного расстройства часто маскируются разнообразными соматическими и вегетативными симптомами. Врачи Юсуповской больницы активно их выявляют во время беседы с пациентом и его родственниками. Врачи учитывают, что многие пациенты не осознают, не полностью понимают или не хотят говорить о своих психологических проблемах, отрицают тревогу и снижение настроения. У части пациентов возникают трудности со словесным описанием своих душевных переживаний. Они употребляют более понятные термины соматического страдания.

В процессе беседы с такими пациентами врачи выясняют, как влияют симптомы заболевания на его профессиональную и повседневную жизнь, трудно ли ему принимать какие-то значимые решения, сузился ли круг его интересов и насколько оптимистично он видит будущее. Если в процессе беседы выявляются факты, которые заставляют задуматься о назначении психотропной терапии, выясняют, злоупотребляет ли пациент алкоголем или психоактивными веществами, возникали ли у него раньше подобные состояния, проводилась ли раньше терапия психотропными препаратами, и какова была её эффективность.

Для диагностики тревожно-депрессивных расстройств используют психометрические тесты для определения степени выраженности синдрома и его динамики на фоне проводимого лечения. Для исследования тревожно-депрессивных расстройств у соматических больных используют субъективные психометрические тесты:

  • Госпитальную шкалу тревоги и депрессии;
  • Опросник депрессии бека;
  • Тест Цунга для самооценки определения депрессии и тревоги;
  • Тест Спилбергера для определения уровня личностной и реактивной тревожности.

Тест на тревожно-депрессивное расстройство можно пройти в Юсуповской больнице. После установления соматического диагноза и исключения другой психической патологии врачи проводят оценку клинической значимости тревожно-депрессивного синдрома и индивидуально подбирают препараты для симптоматической и патогенетической терапии. При несвоевременном и неадекватном лечении последствия тревожно-депрессивного синдрома неприятные. Симптомы заболевания могут периодически возобновляться.

Читайте также:  Агорафобия — Что Это? Симптомы, Причины и Лечение Расстройства

Парааутистические расстройства

Среди парааутистических расстройств наибольшее практическое значение имеет психогенный (депривационный) аутизм, который впервые был описан L. Nissen в 1975 г., а в отечественной детской психиатрии в работах В. Е. Каган, М. О. Проселковой, В. М. Башиной, Г. В. Козловской (1996), М. О. Проселковой (1997). L. Nissen наблюдал его у детей 3-4 лет, лишенных матерей и воспитывающихся в детском доме. Психогенный аутизм проявляется нарушениями общения и недостаточностью коммуникативных функций, задержкой развития речи и моторных навыков. Будучи предоставленными самим себе, такие дети молча занимаются однообразной игрой или проводят время в бездействии, лежа на полу. Иногда у них можно выявить застывание в одной позе и эхолалию. Периодически у них может возникать моторное беспокойство в виде бега, прыжков или длительного однообразного раскачивания, верчения кистей рук, сосание пальцев, одежды. В общении со взрослыми они крайне неактивны и подчас безучастны; не реагируют на обращения к ним, показ игрушек, даже самых красочных и ярких. У них отсутствует ориентировочная реакция на новые предметы и людей: в этой ситуации не возникает ни оживления, ни любопытства, ни страха; не возникает радости при виде сладостей, а также при виде щенка или котенка, что так типично для здоровых детей. Аутичность детей может достигать степени псевдослепоты и псевдоглухоты. Только повторная тактильная, звуковая, зрительная стимуляция позволяет выявить у них ориентировочную реакцию в виде слежения глазами. При этом при отсутствии реакции на раздражители обычной громкости и силы они могут реагировать на императивный приказ, высказанный повышенным тоном. Многие дети равнодушны к смене привычного стереотипа. Поведение детей в целом в этих случаях напоминает таковое при синдроме Каннера, но в отличие от последнего дети с психогенным аутизмом при активной стимуляции способны к обучению и подражанию (например, игровых действий). У них не обнаруживается негативизма и парадоксальности реакций. При отсутствии матери у них, естественно, не формируется система мать — дитя, даже если есть замещающее мать лицо. Эмоциональная сфера таких детей недоразвита. У них возможно развитие депрессивных состояний с плаксивостью, соматическими жалобами, сенестоалгиями, адинамией и астенией, которые создают дополнительную основу для измененного эмоционального реагирования. Аутистические расстройства ведут к вторичной задержке умственного развития. По мере взросления ребенка-сироты парааутистический синдром претерпевает частичное обратное развитие. С запозданием формируется речь, расширяются способности к общению, реже возникают депрессивные состояния. Но вместе с тем все более отчетливо выступают особенности личности, эмоциональная незрелость, в ряде случаев затруднения в установлении межличностных связей (как со взрослыми, так и со сверстниками), недостаточная способность к сопереживанию и сниженная мотивация к труду (иногда с рентными установками). Вместе с проявлениями задержки умственного развития пограничного уровня это формирует своеобразный дефицитарный тип личности. Причиной развития психогенного аутизма является депривационный фактор — сиротство, обусловливающий дефицит экзогенной сенсорной, когнитивной и эмоциональной стимуляции на раннем уровне развития соответствующих систем организма. Принято считать, что при психогенном аутизме прежде всего страдает эмоциональная сфера, а задержка развития когнитивных функций, лежащая в основе формирования социальной активности и поведения, является вторичной. В связи с особой ролью фактора эмоциональной депривации описанный психогенный парааутизм определяется также как депривационный аутизм. Другие формы депривационного аутизма. Элементы аутистических расстройств могут отражаться на особенностях поведения и личности больных, лишенных полноценного общения с окружающим миром в случаях зрительной, слуховой (при слепоте, глухоте, глухонемоте) и иной депривации (например, при невозможности передвигаться при ДЦП). Но такие формы аутистических расстройств отличает не только сохранность эмоциональной сферы, но и ее повышенная чувствительность к внешним воздействиям, раздражительность и аффективная лабильность. Полностью отсутствуют моторные проявления аутизма и стереотипии в поведении. Временная задержка психического развития и речи (за исключением случаев глухонемоты) корригируется педагогическими воздействиями в специально созданных условиях, и такие дети могут достигать высокого уровня интеллектуального развития, хотя в некоторых случаях они и будучи взрослыми остаются менее общительными или общительными в ограниченном круге близких людей.

ДИАГНОЗ

Хотя, по определению, расстройство адаптации наступает после стресса, симптомы необязательно начинаются немедленно, иточнотак же они не сразу исчезают, когда прекращается стресс. При постоянно действующем стрессе расстройство может продолжаться всю жизнь. Оно может также наступать в любом возрасте. Его проявления очень многообразны, причем наиболее частыми у взрослых являются депрессивные, тревожные и смешанные симптомы.

Соматические симптомы наиболее часто наблюдаются у детей и пожилых лиц, но могут быть иу других. Иногда больные проявляют насилие и безрассудство, пьют, совершают правонарушения или изолируются от общества. Ниже приведены диагностические критерии DSM-III-R для расстройств адаптации. А. Реакция на явный психосоциальный стресс (или множественные стрессы), которая появляется в течение 3 мес после начала воздействия стресса(ов). Б. На дезадаптивный характер реакции указывает один из следующих: 1) нарушение в профессиональной (включая школу) деятельности или в обычной социальной жизни или во взаимоотношениях с другими, 2) симптомы, выходящие за рамки нормы и ожидаемых реакций на стресс. В. Расстройство является не просто примером чрезмерной реакции на стресс или обострением одного из ранее описанных психических расстройств. Г. Реакция дезадаптации длится не более 6 мес.

Коррекция и профилактика

Наиболее действенные способы коррекции дезадаптации:

  • курс консультаций или лечения у психолога, психотерапевта, психиатра;
  • беседы с ближайшим окружением (семьёй, друзьями, коллегами, одноклассниками);
  • устранение провоцирующих факторов;
  • ролевые ситуации;
  • для детей — игровые формы коррекции;
  • организация досуговых мероприятий на развитие коммуникативных навыков.

Ведущим способом коррекции считается тренинг на преодоление дезадаптации. Он может быть групповым (для лечения социофобии) и индивидуальным (если причина связана с деформацией внутриличностных образований). Задача — показать человеку, что его потребности и правила поведения в обществе могут быть совместимы без ущерба для него.

Профилактика должна проводиться в детском возрасте. Ребёнка нужно обучать нормам поведения в обществе, чтобы он осознавал необходимость подчинения им. Если он усвоит это с ранних лет, то сможет легко влиться в коллектив и процесс обучения в школе, а в будущем будет развивать эти навыки в профессиональной сфере. Взрослым можно посоветовать с целью профилактики различные групповые тренинги, записаться на которые можно в любом крупном городе.

Вам также может быть интересно:

Лечение

Поскольку расстройства адаптации могут усугубляться, лучше не выжидать момента пока вы «возьмете себя в руки», а обратиться к квалифицированному специалисту (психологу или психиатру).

Лечение

Практика показывает, что основная трудность при терапии нарушенных приспособительных реакций заключается в выявлении первопричины заболевания.

Помочь в этом могут консультации и беседы с врачами, которые владеют техникой обнаружения травмирующей ситуации в сознании пациентов, т.е. психотерапевтические сеансы построены так, что помогают больным осознать свои проблемы и изменить отношение к ним. Когда такой переломный момент наступает, у пациентов меняется и эмоциональный фон и поведение.

При сильных депрессиях, тревожности и страхах применяются разные лекарственные средства: от простых седативных до нейролептиков и антидепрессантов.

Лечение

При соблюдении всех врачебных назначений и рекомендаций пациенты могут вернуть себе способность нормально адаптироваться в окружающей среде.

Лечение

Поскольку расстройства адаптации могут усугубляться, лучше не выжидать момента пока вы «возьмете себя в руки», а обратиться к квалифицированному специалисту (психологу или психиатру).

Лечение
Лечение

Расстройство адаптации — это психическое заболевание человека, которое провоцируется разными стрессами.

Лечение
Лечение

Жизнь человека неразрывно связана со стрессами, которые неблаготворно могут сказываться на его здоровье.

Лечение
Лечение

Мучает какая-то проблема? Введите в форму «Симптом» или «Название болезни» нажмите Enter и вы узнаете все лечении данной проблемы или болезни.

Лечение
Лечение

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания. Необходима консультация специалиста, а также подробное изучение инструкции! .

Лечение

Безработные

Потеря работы из-за сокращения штата или других причин, не зависящих от работника, это всегда стресс, который может сразу вызвать нарушение психического здоровья. Длительное нахождение в статусе безработного также провоцирует расстройство адаптации из-за постоянных проблем и накопившихся отрицательных эмоций. Безработица создает почву для нарушений адаптации ввиду таких сопутствующих проблем:

  • Постоянные финансовые проблемы.
  • Чувство собственной ненужности и неспособности к переменам.
  • В семьях безработных часты конфликты, повышается риск развода, возможно жестокое обращение с детьми и неправильное воспитание.
  • В условиях безработицы возрастает уровень преступности, особенно это касается молодых людей, которые пытаются найти возможность заработка незаконными путями.
  • Жилищные проблемы.
  • Проблема обучения детей.
Безработные

Расстройства адаптации безработных наблюдаются чаще всего у слабых в плане трудоустройства слоев населения. Это люди пенсионного и предпенсионного возраста, молодые мамы с маленькими детьми, люди без профессионального образования. Вызывает депрессии, подавленность, неуверенность в себе, при длительном продолжении подобной ситуации приводит к психическим болезням, алкоголизму, наркомании, совершению уголовно-наказуемых действий, суициду.