Разные речевые нарушения у детей дошкольного возраста

Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.

Определение

Общее недоразвитие речи 1 уровня — тяжелая форма речевого дефекта, характерно для “безречевых” детей с нормальным уровнем интеллекта и здоровым слухом. У такого ребенка наблюдаются нарушения всех компонентов языковой системы, при этом несоблюдение языковых норм очень грубое. Дети с ОНР 1 уровня нарушают правила фонетики, грамматики, лексики, фонематики. У них несвязная речь, похожая на лепет, или она почти отсутствует. Данное заболевание может быть обнаружено и диагностировано с 3-4 лет.

Термин “общее недоразвитие речи” (ОНР) был введен в науку советским педагогом, психологом, научным сотрудником института дефектологии РСФСР, НИИ дефектологии — Розой Евгеньевной Левиной.

Ею была разработана концепция общего недоразвития речи в 1960-х годах — это стало главной заслугой Р. Е. Левиной в науке и педагогике, на основе этого труда она защитила докторскую диссертацию.

После длительного исследования младших дошкольников, Левина пришла к выводу, что именно недоразвития речи часто приводят к неуспеваемости в школе. Разработала методику коррекционной работы при ОНР 1-3 уровня, провела ее апробацию на практике и доказала эффективность.

Характеристика ОНР 1 уровня подробно описана в научной работе Р. Е. Левиной “Основы теории и практики логопедии”, выпущенной в 1967 году. Эта книга полезна практикующим логопедам, психологам, дефектологам.

Нормы развития речи

Самая первая “речь” ребёнка – это плач, как только он появился на свет. Здесь участвуют самые главные органы речевого аппарата: артикуляционные, дыхательные и голосовые. Уже здесь опытный врач неонатолог сможет определить всё ли в норме, он обратит внимание на время первого крика, он должен быть в течении первой минуты после рождения, также громкость и звучание крика.

Дальше идёт самый важный период – подготовительный (предречевой) – это первый год жизни малыша. Здесь малыш проходит несколько этапов :

  • Гуление: в норме наступает примерно в 1,5 – 2 месяца
  • Лепет : в норме в 4-5 месяцев у малыша начинается лепет
  • Лепетные слова : с 8 месяцев
  • Первые слова : у девочек обычно в 9-10 месяцев, а у мальчиков ближе к году.
Читайте также:  Как простить измену: нужно ли это делать, как сохранить отношения

Если все эти этапы были в порядке, то в норме малыш в 1 год может говорить примерно около 10 односложных слов (мА-мА, па-па, и т.д.).

Дальше идёт период с 1- 2 лет, здесь ребёнок активно накапливает свой пассивный словарь, всё больше понимает, но сказать пока не всё получается. Поэтому так важно в этот период, как и в любой другой, очень много с ретенком разговаривать, обо всём что он видит.

В возрасте 1,6-1,8 г., у ребёнка начинают появляться двухсложные слова (пока, вода, деда и т. д.). Поэтому этом периоде малыша может “прорвать” на слова, то что он так копил в своём пассивном словаре, начинает появляться в его активном словаре, и малыш начинает активно пользоваться этими словами. “Прорвать” на слова может и чуть позже, примерно в 2 года ,в этом ничего страшного нет, в этом возрасте детки очень быстро догоняют своих сверстников, и даже перегоняют.

В 2 года у ребёнка начинает появляться фразовая речь. Для фразовой речи нужны обязательно глаголы, поэтому в норме, к 2 годам появляются в речи ребёнка и глаголы (мама дай, папа ди(иди), дай воды и т. д.). Активный словарь ребёнка насчитывает примерно 50 слов.

В 2,5 года ребёнок уже может составлять предложения, состоящие из 3-4 слов, использует примерно 250 слов в своём активном словаре.

С 3-х до 4-лет ребёнок говорит развёрнутыми предложениями, усваиваются грамматические формы, использует слова с изменением по числам и родам, употребляет правильно прилагательные, местоимения, наречия. Активный словарь к 4 годам состоит из 1500 тысячи слов.

Нарушение речевого развития у детей

Нарушение развития речи у детей выражается по-разному. У кого-то это будет сопровождаться нарушением только лишь звукопроизношения, что легко исправляется регулярными занятиями с логопедом и повторением данных им упражнений дома. Однако бывают тяжелые диагнозы, которые будут требовать не только обычных занятий с логопедом в детском саду, но и медикаментозного лечения.

Встречаются следующие виды нарушения речи у детей:

  1. дисфония/афония – изменения на патологическом уровне в строении аппарата, отвечающего за формирование голоса, которые приводят к тому, что происходят его изменения;
  2. брадилалия – патологическое замедление речи;
  3. тахилалия – патологическое ускорение речи;
  4. заикание – сокращения мышц аппарата речи в виде судорог, которые не позволяют ребенку правильно организовать свою речь;
  5. дислалия – неправильное звукопроизношение при сохранном слухе и нормальной органике аппарата речи;
  6. дизартрия – неправильное звукопроизношение, возникающее из-за неправильной органики аппарата речи;
  7. ринолалия – нарушение, касающееся звукопроизношения и тембра голоса, которое происходит за счет анатомо-физиологических особенностей строения аппарата, отвечающего за речь;
  8. алалия – молчание ребенка, вызванное поражением некоторых участков коры головного мозга;
  9. фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – неправильное звукопроизношение, обусловленное неправильным звуковосприятием;
  10. общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное расстройство речи, сопровождающееся нарушением не только произношения, но и лексической стороны речи, и грамматической, в том числе.

Каждое из выше описанных нарушений имеет собственную классификацию, в которую будут углубляться специалисты.

Любое из перечисленных нарушений, если оно не связано с другими нарушениями типа ДЦП, аутизма и другими тяжелыми диагнозами, полностью излечимо.

Причины возникновения замедленного развития

ЗПР возникает у детей по нескольким причинам, которые делятся на группу биологических и социальных.

К биологическим относятся проблемы при беременности, которые могли повлиять на плод. Особую опасность представляют отравление токсинами, осложнения при токсикозе, инфекции и травмы. У плода может возникнуть гипоксия, при родах – асфиксия и травмы по разным причинам. Опасна недоношенность и генетическая предрасположенность.

На ранних этапах жизни на формирующийся мозг и организм тяжелый эффект оказывают:

  • травмы;
  • инфекции;
  • операции;
  • наркоз и другие поражающие факторы.

Социальные причины включают в себя:

  • отсутствие развивающих игр и контакта с людьми;
  • необоснованные запреты;
  • психологические травмы в раннем детстве и неблагоприятные условия воспитания;
  • гиперопека;
  • безнадзорность;
  • грубость и деспотизм родителей.

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

Читайте также:  Что такое шизофрения, ее первые признаки, симптомы и лечение

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Как проявляется дизартрия

Еще один вид нарушения речи – дизартрия. Она возникает в результате определенных патологий в ЦНС, а именно – при расстройстве процесса иннервации речевого аппарата.

Дети с данным диагнозом нечетко произносят звуки, их речь звучит смазанно, слова произносятся или очень тихим, или неестественно резким голосом. Кроме того, в процессе произношения у таких деток заметно нарушение ритма дыхания, от чего речь теряет плавность. Кстати, медики обратили внимание на то, что дети с дизартрией, как правило, неловки и имеют нарушения мелкой моторики.

Существует также и стертая форма дизартрии нарушение речи, которое довольно трудно диагностировать, так как чаще всего ребенок, страдающий им, ничем не отличается от сверстников, а его тихую и слишком медленную манеру говорить взрослые относят к особенностям характера, например, к застенчивости. Но опытный специалист заметит, что такие детки не только тихо и неразборчиво говорят, но и плохо едят, особенно продукты, требующие усилий при жевании. Дело в том, что у больных с дизартрией расстроен и этот процесс.