Самосознание – что это такое, его структура и способы развития

Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Похожие работы

  • статья Сознание как научная и философская проблема. Философские концепции сознания. Психика и сознание: эволюция, структура, функции
  • учебное пособие Понятие структуры управления и принципы построения
  • контрольная Сознание как категория философии. Его сущность, структура, функции
  • статья 1. Понятие, структура, виды и функции правосознания
  • реферат Синапсы (строение, структура, функции)
  • “Понятие и функции эмоций»
  • курсовая Понятие,структура и типология личности
  • учебное пособие Малая группа понятие, структура, механизмы групповой динамики
  • учебное пособие Понятие структуры управления. Виды структур управления
  • курсовая Теории денег. Понятие деньги. Функции денег.
  • курсовая Понятие и функции как психологический и социальный феномен
  • статья Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство
  • учебное пособие Понятие структуры личности в советской и зарубежной психологии

Вопрос № Самосознание, его структура и развитие

В отечественной психологической литературе можно встретить множество исследований, посвященных проблеме самосознания, которые условно можно разделить на две группы. Такие выдающиеся деятели отечественной психологической науки как Б.Г. Ананьев, , А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, А.Г.

Спиркин в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализировали вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В зарубежной литература так же имеется множество публикаций исследований, имеющих отношение к вопросам психологии сознания. Этой проблематикой занимались У. Джеймс, 3. Фрейд, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Берне, В.

Читайте также:  Психология болезней — психологические причины различных заболеваний

Франкл и многие другие выдающиеся ученые. В зарубежной литературе самосознание понимается как «Я-концепция», т.е. совокупность всех представлений индивида о себе. На сегодняшний день в психологической литературе описано множество исследований проблемы самосознания.

Часть этих исследований касается анализа итоговых продуктов самопознания, выражающихся в организации представлений человека о самом себе или «Я-концепции».

Сеченов И.М. Самосознание — это отражение акта собственного сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Осознание себя в качестве некоего устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Самосознание формируется в процессе взаимодействия с другими людьми и связано с оцениванием себя, зависящим от успешности деятельности человека.

Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя.

Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может заняться либо самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения.

Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим.

Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие.

Осознание себя как Я является результатом развития через взаимодействие с миром. Этапы развития самосознания.

  • 1 этап — пассивный; самосознание развивается вслед за развитием личности, автоматическое следствие.
  • 2 этап — активный (с подросткового возраста); самосознание включается в процесс развития личности и во многом его определяет.
  • Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы реальное становление ребенка практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окружения.
Читайте также:  Депрессия симптомы у женщин как выйти самостоятельно

Структурные особенности сознания

Зигмунд Фрейд

Осознанные действиябессознательногосамый высокий уровеньсознательнойавтоматизируютсяразгружаетсяважность бессознательногозаблокированные устремленияправила реальностисоциальным нормам

примитивныхсодействиеизменениеактуальном состояниипостоянные переходыво снесложную структурусвязь сознательногобессознательногоFacebookTwitterВконтактеОдноклассникиPinterestКомментарии (1)

Оставить комментарий Отправить комментарий

Функции самосознания

С точки зрения современной психологии, самосознание – это важный психологический механизм, выполняющий целый ряд необходимых человеку функций:

  1. Регулирование собственного поведения. Самосознание позволяет человеку смотреть на себя со стороны, как на другую личность. Благодаря этому он понимает, как ему следует себя вести, какие решения принимать, что говорить и как взаимодействовать с окружающими.
  2. Самосовершенствование и самоактуализация. Благодаря наличию самосознания личность стремится от «Я-реального» к «Я-идеальному». Самосознание обладает мощным мотивационным потенциалом, заставляющим человека предпринимать шаги для улучшения себя и качества своей жизни.
  3. Экзистенциальная функция. Под влиянием самосознания у человека формируется потребность в наличии и понимании смысла жизни.
  4. Интегративная функция. Самосознание играет важную роль в формировании целостного внутреннего мира, отдельные элементы которого не противоречат друг другу и гармонично вписываются в понимание внешнего мира.
  5. Защитная функция. У человека формируется потребность охранять устойчивый образ своего «Я».

Самосознание и самооценка личности

Стимулом развития личности является самооценка. Она представляет собой эмоционально окрашенную оценку образа «Я», которая состоит из понятий субъекта о своей деятельности, поступках, собственных достоинствах и недостатках. В процессе социализации человека формируется способность к самооценке. Это происходит постепенно, по мере раскрытия личного отношения к действиям, основываясь на оценках окружающих и усвоения моральных принципов, вырабатываемых обществом.

Самооценку делят на адекватную, заниженную и завышенную. Люди с различными типами самооценки в одинаковых ситуациях могут вести сети себя совершенно по-разному. Они будут всячески влиять на развитие событий, предпринимая кардинально противоположные действия.

Завышенная самооценка попадается у людей с идеализированным представлением о своей важности для окружающих и значением личности, а также ценности. Такой человек переполнен гордостью и самолюбием, а потому никогда не признает собственные пробелы в знаниях, ошибки или неприемлемое поведение

Он ленив и зачастую становится агрессивным и жестким.

Очень низкая самооценка характеризуется стеснительностью, неуверенностью в себе, застенчивостью и не осуществлением своих талантов и умений. Такие люди обычно чересчур критичны к себе и ставят цели ниже тех, которых могли бы достичь. Они преувеличивают личные неудачи и не обходятся без поддержки окружающих.

У активных, энергичных и оптимистичных людей развивается адекватная самооценка. Она отличается разумным восприятием собственных способностей и возможностей, рациональным отношением к неудачам о соответствующем уровне притязаний.

Для самооценки важную роль также играет самоуважение, то есть личное мнение о себе, вне зависимости от мнений окружающих людей, и уровня компетентности человека в сильной области.