Скрытая агрессия. Пассивно-агрессивное поведение

С таким явлением, как речевая агрессия каждый из нас сталкивался неоднократно. В детстве нас ругали родители и не всегда их упреки были заслужены, затем эстафета перешла к школьным учителям, а во взрослом возрасте эта опасность подстерегает каждого, кто совершает покупки в магазине, работает или просто ходит по улице. Что же такое вербальная агрессия и как с ней можно бороться?

Речевая или вербальная агрессия классифицируется по-разному.

Основные виды:

  • Активная прямая – направлена на определенного человека, группу людей и так далее. Это высказывание угроз, негативных пожеланий, брань и призывы к совершению насилия, агрессивных действий.
  • Активная непрямая – распространение клеветы, сплетен о ком-либо, подрывание авторитета, навязывание окружающим негативного мнения о ком-либо или чем-либо.
  • Пассивная прямая – отказ от общения с кем-либо, молчание или уход от ответа, разговора.
  • Пассивная непрямая – отказ давать какие-либо объяснения.

Чаще всего мы сталкиваемся с двумя первыми видами агрессии.

Активная прямая в современной жизни встречается как в обыденной, бытовой жизни, так и публичных выступлениях, и реакции СМИ.

К этому виду агрессии относятся как разговоры на повышенных тонах в семье, ссоры между коллегами, перебранки между соседями и еще сотни других ситуаций, с которыми каждый сталкивается ежедневно.

Точно также активная агрессия – это угрозы и деструктивные пожелания в чей-то адрес со стороны СМИ.

Активную прямую агрессию делят на открытую (эксплицитную) и скрытную (имплицитную). Открытая языковая агрессия выражается в виде прямых выпадов, угроз или оскорблений. При скрытой истинные цели маскируются: нейтральные слова и выражения подбираются таким образом, чтобы вызвать у слушателей негативные эмоции по отношению к чему-либо или кому-либо.

Читайте также:  Женская психология. 11 фактов, которые нужно знать о женщинах

Активная непрямая – это специальное, преднамеренное распространение негативной ложной информации или «перетасовка» известных фактов о ком-либо или чем-либо. Это делается с целью вызвать негативные эмоции по отношению к чему-либо.

Пассивная прямая – это отказ от общения с кем-либо. Она может быть как демонстративной, так и в виде уклоняющихся ответов.

Пассивная непрямая заключается в нежелании защищать кого-либо от агрессивных выпадов, отказе давать комментарии или объяснения в чью-либо пользу.

Осторожно: Пассивно-агрессивное поведение!

Что же объединяет всех этих разных людей?

А общего у таких людей – их форма поведения, которую в психологии именуют пассивно-агрессивной.

Термин “пассивно-агрессивный” впервые употребил американский военный психиатр, Уильямом Меннингер.

И был он употреблен по отношению к солдатам, во время Второй мировой войны, которые саботировали выполнение приказов, но никогда не делали это открыто. Они либо делали все вполсилы, неэффективно и непродуктивно, либо скрыто возмущались по поводу приказа или командира, тянули время… Но, ни разу не выразили открыто свой гнев или нежелание делать.

В скором времени после этого особый тип пассивно-агрессивных расстройств был внесен в знаменитый клинический справочник – DSM, но из-за недостаточной ясности описания клинических проявлений в четвертом издании он был исключен из списка расстройств личности.

Но, тем не менее, в психологии и психотерапии термин остался и продолжает использоваться для описания особого типа поведения личности.

К тому же, некоторые психологи утверждают, что таким способом в сложные периоды своей жизни склонен себя вести каждый из нас, когда, не находя других способов отстоять себя, обозначить свои границы, выразить свое мнения, мы прибегаем к пассивно-агрессивной форме.

Читайте также:  Женский оргазм: чертова дюжина удовольствий (18+)

Проявление агрессивности, условия ее формирования

Важно! Переход на новую ступень развития, смена ведущего вида деятельности приводят к тому, что самоконтроль индивида снижается. Поэтому в кризисные периоды развития личности проявления агрессивности наиболее яркие.

Кризис подросткового возраста

В зависимости от возраста, проявления агрессивности будут различны: в младенчестве реакцией на дискомфорт являются крик и плач ребенка, у дошкольников агрессия приобретает форму капризов, обид и упрямства. Для детей младшего школьного возраста типичными проявлениями деструктивности становятся насмешки, драки, словесные оскорбления. У подростков негативные формы поведения обусловлены стремлением получить признание сверстников, желанием показать свою взрослость. Деструктивные проявления у взрослых людей в большей степени обусловлены индивидуальными личностными особенностями, а не возрастом.

Проявление агрессивности, условия ее формирования

Условиями формирования агрессивности являются:

  • Неблагоприятные условия развития и воспитания личности, безнадзорность ребенка;
  • Строгие родительские наказания, стремление родителей установить тотальный контроль;
  • Воспитание ребенка в неполной семье;
  • Шумные игры детей младшего возраста, сопряженные с тем, что дети толкаются, могут ударить друг друга;
  • Наблюдение ребенком сцен насилия в фильмах;
  • Негативные черты характера;
  • Положительное отношение к проявлению агрессии со стороны социального окружения;
  • Длительное пребывание в состоянии фрустрации и стресса.

Подходы к агрессии

Ученые из различных областей наук рассматривают подходы к агрессии. Для каждого представителя она означает что-то свое. Нормативный подход воспринимает агрессию как деструктивное поведение, которое не соответствует нормам морали и этики общества. Криминальный подход также рассматривает агрессию как акт противоправного поступка, который нацелен на причинение физического и морального вреда живому объекту.

  • Глубинно-психологический подход воспринимает агрессивное поведение как инстинктивное, присущее всем живым существам.
  • Целевой подход воспринимает агрессию как целенаправленное действие. С точки зрения достижения цели, эволюции, адаптации, присвоения важных ресурсов, доминирования.
  • Шваб и Коэроглоу рассматривают агрессивное поведение как стремление человека к установлению целостности своей жизни. Когда она нарушается, человек становится агрессивным.
  • Кауфма рассматривает агрессию как способ приобретения нужных для жизни ресурсов, что продиктовано естественной потребностью выживания.
  • Эрих Фромм рассматривал агрессивное поведение как желание доминировать и господствовать над живыми существами.
  • Уилсон характеризовал агрессивную природу человека как желание устранить действия другого субъекта, который своими поступками ущемляет его свободу или генетическую выживаемость.
  • Мацумото отмечал агрессию как поступок, который причиняет боль и вред физического или психического плана другому индивиду.
  • Щербина характеризовала словесную агрессию как речевое проявление чувств, намерений и желаний в отношении другого человека.
  • Когнитивная теория рассматривает агрессию как способ научения контактирования человека с внешними факторами.
  • Прочие теории комбинируют выше приведенные понятия для понимания природы агрессивного поведения.
Читайте также:  НЦД по кардиальному типу