Суицидальное поведение подростков – причины, профилактика

Суицидальное поведение – это комплекс действий, направленных на осмысленное осуществление стремления уйти из жизни, иными словами совершение самоубийства. Суицид одновременно является индивидуальным поведенческим актом конкретного субъекта и массовым, статистически устойчивым социально-психологическим феноменом, продуктом жизнедеятельности социума, показателем его состояния и критерием здоровья.

Психология суицидального поведения

Будучи результатом дезадаптации личности в социально-психологической сфере, суицидальное поведение рассматривается как внутреннее и внешнее.

Внутреннее выражение суицидального поведения одновременно указывает на этапы процесса формирования склонности к самоубийству:

  • переживания антивитального порядка – отчетливых представлений о своей смерти у человека пока не сформировано, но присутствует общее отрицание жизни;
  • суицидальные мысли, выраженные в пассивно – фантазирование и поверхностные идеи о собственной смерти, но при отсутствии плана самоубийства в конкретной форме;
  • замыслы по поводу суицида – повышение суицидальной активности, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением и построение плана суицида (времени его совершения, места и способа);
  • суицидальные интенции (намерения) – человеком принимается решение по поводу самоубийства, к замыслу присоединяется волевая составляющая действия, постепенно поведение переходит во внешнюю сферу и реализацию.

Логическим завершением внутренних суицидальных проявлений являются внешние:

Психология суицидального поведения
  • совершение акта суицида (осознанное намерение и конкретное действие без доведения до конечного результата);
  • завершенный суицид (действие с летальным исходом).

Суицидальное поведение имеет возрастные особенности в детско-юношеской группе. Если у детей до 5-летнего возраста существует низкая вероятность суицида, самоубийственное поведение почти не прослеживается, в младшем школьном возрасте (до 9 лет) суицидальная активность немного возрастает, то суицидальное поведение подростков имеет значительную интенсивность:

  • 14-15 лет – резкий рост предрасположенности к суицидам и желание их реализовать (попытки самоубийства совершают в среднем 14-25% подростков);
  • 16-19 лет – пик суицидальной активности (попытки самоубийства – от 33 до 52 %).
Читайте также:  Важное про вомитофобию или эметофобию — боязнь рвоты

Статистические данные

  • Около 30% людей от 14 до 24 лет имели суицидальные мысли.
  • Суицидальные попытки совершают 6% подростков-мальчиков т 10% подростки-девочки.
  • Лишь в 10% случаев суицидальное поведение подростков действительно желают «покончить счеты с жизнью», а в 90% случаев – это обратить на себя внимание.
  • У детей до 13 лет суицидальное поведение встречается редко, а начиная с 14 – 15 лет отмечается рост суицидальной активности. Пик ее приходится на подростков 16 – 19-летнего возраста.
  • Около 34% несовершеннолетних повторяют свои попытки самоубийства, причем с каждой новой возрастает вероятность смертельного исхода.
  • До 80% попыток самоубийства совершается днем или вечером – как крик о помощи и привлечении к себе внимания.
  •  Около 13% погибших детей и подростков от общей цифры умерших насильственной смертью покончили с жизнью по собственному желанию.
  • До 62% самоубийств среди подростков были совершены по причинам семейных конфликтов, страхом насилия со стороны старших, некорректным поведением учителей и конфликтами с ними, одноклассниками и друзьями, а также с равнодушием окружающих.

Профилактика суицидального поведения

Психогигиеническая профилактика суицидального поведения подростков и взрослых лиц является сегодня одной из базисных задач современного общества. В. Кондратенко отмечает в структуре профилактической работы два главных этапа, а именно первичные мероприятия и вторичные меры по предупреждению возникновения суицидальных попыток.

Первичная профилактика суицидального поведения в школе, высшем учебном заведении, на рабочем месте и общегосударственном уровне включает:

— совершенствование уровня социальной жизни людей;

— воспитание позитивно ориентированной личности;

— ликвидацию социальных условий, провоцирующих возникновение самоубийственных намерений и порождающих выработку суицидальных намерений.

Читайте также:  Психологические причины появления халязиона

С целью воплощения в жизнь мер по вторичной профилактике суицидальных действий разработана программа профилактики суицидального поведения, включающая:

— выявление факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности;

— разделение категорий профилактического учета по группам, которые отвечают определенным формам анормального (девиантного) поведения;

— раннее выявление особ с нервно-психическими патологиями;

— коррекционное воздействие выявленных недугов и патологий психики.

Большинство современных суицидологов сходится во мнении, что комплексная работа по профилактике суицидального поведения должна быть непременно устремлена на решение следующих базисных задач:

— своевременное обнаружение и устранение состояний, которые несут потенциальную опасность самоубийства;

— раннее распознавание среди определенных категорий населения суицидальных тенденций;

— лечение постсуицидальных состояний;

— регистрация самоубийств и учет попыток;

— социально-трудовая реадаптация;

— проведение среди населения масштабной психогигиенической работы.

Существует несколько общих рекомендаций, направленных на предвосхищение самоубийства. Задача предупреждения суицидов заключается в умении распознать признаки опасности, принятии индивида как личности, установлении заботливых взаимоотношений.

Кроме того, человек, собирающийся встать на путь самоуничтожения, нуждается во внимании. Он хочет, чтобы его выслушали, не осуждая, обсудили с ним его боль или проблему. Сталкиваясь с угрозой попытки суицида, не нужно спорить с потенциальным самоубийцей и проявлять агрессивность.

Если кризисная ситуация выявлена, то необходимо выяснить, каким образом индивид ранее разрешал подобные ситуации, поскольку это может стать полезным в решении нынешней проблемы. Также рекомендуется выяснить у индивида, подумывающего о самоубийстве, что для него осталось позитивно значимым.

Необходимо выяснить степень риска совершения самоубийства. Так, к примеру, когда депрессивный подросток подарил кому-то свою самую любимую вещь, без которой ранее не мыслил жизни, то не следует сомневаться в серьезности его намерений.

Не нужно оставлять одного человека в ситуации высокого риска совершения попытки ухода из жизни. С индивидом, решившимся на суицид, рекомендуется проводить все время, пока не минует кризис либо не прибудет профессиональная помощь.

Читайте также:  Какой выбрать стульчик для кормления малыша — советы по выбору

Субъекты, совершающие действия, направленные на осознанное прекращение своего существования, характеризуются наличием суицидогенных личностных особенностей, которые проявляются в определенных ситуациях. Поэтому современная психология успешно разрабатывает последние десятилетия разнообразные пакеты диагностических методов, которые позволяют, как можно раньше выявить кризис или начало его формирования и оказать индивидуально либо в группе необходимую психотерапевтическую, коррекционную или консультативную помощь.

Значимыми критериями диагностики для установления повышенной вероятности зарождения суицидальных поведенческих реакций являются фрустрация, тревожность, агрессивность и ригидность.

При высоком суицидальном риске рекомендуется индивидуальная психотерапия или психологическое консультирование, основным результатом которого для индивида является понимание, что он услышан и появления чувства, что он не одинок.

Виды конфликтов

Конфликты, лежащие в основе суицидального поведения, могут быть классифицированы:

  • конфликты на почве профессиональной деятельности и социального взаимодействия, включая межличностные конфликты, индивидуальные трудности адаптационного характера;
  • регулируемые спецификой личных и семейных отношений (неразделенная любовь, измена, развод, болезнь или смерть близких, сексуальная несостоятельность);
  • в связи с антисоциальным поведением: страх уголовной ответственности, позора;
  • по причине состояния здоровья: заболевания физического, психического характера, хронические болезни;
  • обусловленные финансовыми сложностями;
  • другие разновидности конфликтов.

Суицидоопасная ситуация создается при взаимодействии конфликтов различных видов. Утрата жизненных ценностей сопровождается индивидуальной оценкой, суждением, мировоззрением. Не существует личностной структуры, специфичной для суицидального поведения.

Виды конфликтов

Наибольшей уязвимостью обладают личности с психопатическими чертами характера. В сложных условиях, на фоне возрастного кризиса, при заостренности определенных качеств, человек приходит к дезадаптации.