У меня гиперактивный ребенок, что делать?

Возможно ли сделать гиперактивного ребенка спокойным, послушным, тихим и покладистым? Как бы ни хотелось этого педагогам и родителям, такое чудесное превращение маловероятно.

Понятие гиперактивности

В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Когда ребенок гиперактивный, признаки этого проявляются в проблемах с концентрацией внимания, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает информацию, внешние и внутренние стимулы. Гиперактивные дети не в состоянии быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.

Признаки гиперактивности у детей

Одна мать, описывая поведение своего гиперактивного сына, сравнивает его с работой мощного мотора, который, кажется, никогда не устает. Двигательная расторможенность является центральным признаком «синдрома непоседы». Такие дети физически крепче своих сверстников и проявляют большую активность уже в эмбриональном периоде и младенчестве. Конечно же, им присуще утомление, но оно проявляется по-иному: окончательно выбившись из сил, малыш плачет и истерически кричит. Отвлекаемость внимания, которая проявляется в рассеянности, забывчивости, непоследовательности и низком уровне контроля своих действий, является вторым важным признаком данного нарушения. В школьном возрасте эта особенность значительно усложняет процесс обучения как для самого ребенка, так и для педагогов. Среди положительных качеств гиперактивных детей отмечают коммуникабельность, обостренное чувство справедливости, любовь к природе, творческую одаренность и физическую выносливость.

Как понять, что у ребенка гиперактивность?

Распознать гиперактивность у собственного ребенка можно по характерным признакам. У годовалых малышей заметны нарушения со стороны ритма крупной моторики и координации движений. В два года появляется задержка развития речи. Малыш может сказать свои первые слова, а потом замолчать и пытаться объясняться посредством жестов.

В последующем подрастающее чадо может иметь сложности в общении и проблемы в поведении.

Самостоятельно определить гиперактивность малыша можно по следующей симптоматике, которая отличается систематическим проявлением:

Как понять, что у ребенка гиперактивность?
  • суетливость и неусидчивость;
  • невнимательность и отставание в развитии от сверстников;
  • малышу трудно усидеть на одном месте, ничего при этом не делая;
  • движения ребенка не скоординированы и порой неуклюжи;
  • имеются различные нарушения со сном;
  • со стороны поведения наблюдается импульсивность и непредсказуемость.
Читайте также:  Что такое психосоматика и как это лечить?

Критичный возраст

Гиперактивность больше всего проявляется в возрасте от трех до шести лет. Поведение ребенка моментами становится невыносимым. Он не воспринимает замечаний, звучащих со стороны родителей. У малыша начинаются проблемы с общением со сверстниками. Ситуация улучшается лишь к 12 годам, когда признаки гиперактивности постепенно сглаживаются.

Гиперактивный ребенок года – года: что делать

Зачастую именно в этот период родители начинают активно обращаться к специалистам за помощью. Связано это с тем, что трехлетний ребенок в первый раз отправляется в детский сад или группу развития, где и начинают ярко проявляться признаки гипервозбудимости, а также обостряться проблемы с адаптацией в коллективе.

Возникновение гиперактивности объясняется также неспособностью нервной системы крохи быстро справиться с увеличением умственной нагрузки, новыми и непонятными требованиями.

Признаки гиперактивности в период от 3 до 4 лет

К признакам гипервозбудимости ребенка 3-4 лет относятся:

  • неуправляемость, отсутствие реакции на просьбы и приказы;
  • хаотичные движения, бег без цели;
  • задержка речевой функции;
  • невнимательность, забывчивость;
  • малыш елозит на стуле, вскакивает, вертится;
  • повышенная тревожность, вспыльчивость и истеричность;
  • плохой, беспокойный сон.

Рекомендации для родителей

Лечение и коррекция гипервозбудимости малышей 3-4 лет.

  • Обязательные занятия с детским психологом и логопедом. Работа специалистов позволит снизить чувство беспокойства и тревожности, развить речь, образное мышление, зрительную и слуховую память.
  • В этом возрасте не рекомендуются соревновательные игры. Лучше посетите бассейн или купите малышу велосипед.
  • Постарайтесь обеспечить ребенку спокойную и доброжелательную атмосферу в доме. Гиперактивный малыш должен чувствовать себя защищенным и любимым.

Когда стоит обратиться к специалисту?

Первые симптомы гиперактивности проявляются уже в 2-3 года, но окончательно подтвердить его может только специалист, и то чаще всего к четырём годам. Многие родители по достижению ребёнком четырёхлетнего возраста оттягивают момент обращения к специалисту до тех пор, пока ребёнок не пойдёт в школу, чем совершают грубую ошибку.

СДВГ легче всего лечится в раннем возрасте, когда малыш податлив и его психика легко перестраивается. В школе возникает целый букет проблем общения со сверстниками и учителями, и детская психика оказывается дополнительно подверженной огромному стрессу. Поэтому обращаться к специалисту стоит по достижению ребёнком 3-4 лет и при наличии ряда основных симптомов:

Когда стоит обратиться к специалисту?
  • Неусидчивость;
  • Импульсивность;
  • Игнорирование правил поведения в обществе и дома;
  • Проблемы со сном;
  • Задержки в умственном развитии.

Компетентный специалист (психолог, психиатр или невролог) могут поставить диагноз СДВГ на основе ряда тестов, опроса родителей и нескольких сканирований мозга. Чаще всего при таком диагнозе прописывают немедикаментозное лечение, поведенческую терапию или тренинги, но в некоторых случаях могут назначить и лечение медикаментами.

Читайте также:  5 игрушек, которые психологи запрещают покупать ребенку

Как успокоить гиперактивного ребенка

Гиперактивные дети – реальность современного общества. В эту группу входят малыши, родившиеся недоношенными, с патологией внутриутробного развития, после кесарева сечения, перенесшие инфекционные заболевания в раннем возрасте.

Их отличительная черта: чрезвычайная подвижность, слабость процессов торможения психики, вследствие чего ребенок, даже выбившись из сил, не прекращает своей деятельности, а впадает в истерику. У него затруднен процесс концентрации, восприятия информации, происходит плохое запоминание из-за того, что слишком быстро идет переключение на другое занятие.

Если же взрослые стараются резко пресечь неуправляемое поведение, обычно следует бурная реакция на наказание, развивается плаксивость. Часто в детском коллективе эти дети ведут себя агрессивно, толкаются, плюются, дерутся, поскольку им трудно справиться с собственным возбуждением. Ребятам сложно сидеть на занятиях, скучно слушать учителя на уроке, они могут проявлять нестойкий интерес к какому-либо вопросу, тут же отвлекаясь на другой предмет. В школе гиперактивный малыш может попасть в группу неуспевающих учеников.

Однако есть женские секреты, как помочь детям с такой особенностью.

Как воздействовать на гиперактивного непоседу

Огромное значение для стабилизации его психологического развития оказывает семья. Спокойная, благожелательная обстановка и атмосфера родительской любви творят чудеса. Вот некоторые принципы общения с беспокойными детьми:

  • реакция матери и отца на непослушание или истерику должна быть сдержанной, но последовательной;
  • следует корректно вести воспитание, стараясь избегать слова «нет». Например, вместо того, чтобы на повышенных тонах требовать: «Не рви цветы на клумбе!», можно подозвать к себе, отвлечь внимание, переключить на какую-либо подвижную игру, например, с мячом;
  • нужно готовить ребенка к школе в домашних условиях. Чтобы полнее произошло усвоение материала, четко ставим задачи, формулируем их коротко и ясно. Стоит обратить повышенное внимание на развитие абстрактного и логического мышления ребенка;
  • приучаем четко выполнять правила, по очереди предлагаем выполнить необходимые действия, например, вымыть руки перед едой, убрать игрушки перед сном;
  • поскольку у малыша недостаточно развито чувство времени, нужно ограничивать сроки игры или предупреждать о том, что через определенное время нужно будет укладываться спать, идти в садик, подготовив, таким образом, его к определенному действию заранее. Это приучает к дисциплине и позволяет привыкнуть к определенному распорядку дня;
  • для того, чтобы мотивировать малыша подчиняться правилам, выполнять просьбы взрослых, слушаться родителей, следует хвалить за малейшее проявление желания вести себя правильно. Если ребенок рассказал наизусть стих, смог выучить правила или пересказать прочитанную книгу, можно поощрить его походом в кино или аквапарк;
  • наказание за проступки должно следовать сразу же после шалости, с объяснением, за что именно оно наложено и на сколько;
  • на коррекцию поведения хорошо влияет занятие любым видом спорта, физические упражнения на свежем воздухе. Если есть домашний питомец, можно возложить на ребенка обязанность ежедневного выгуливания собаки;
  • приучаем к спокойным играм типа составления пазлов или сборки домиков и машин из конструктора. Учим переключаться: при первых признаках перевозбуждения предлагаем взять лист бумаги, обвести собственную ладошку и нарисовать ей глазки, ротик, придумать, что она делала, как себя вела. Для этих же целей в комнате непоседы вешаем чистый лист формата А1, на котором он может воплощать любые образы при помощи мелков, которые должны быть у него всегда под рукой.
Читайте также:  Зеркало в спальне — приметы и суеверия об отражениях

Во всех случаях нужно почаще обнимать и гладить малыша: ему важен тактильный контакт с матерью, который лучше слов покажет, что он любим и находится в полной безопасности.

Игры для гиперактивных детей

  • «Волшебный клубок». Когда ребёнок наиболее энергичен, заведён и никак не может успокоиться, дайте ему нить пряжи и попросите смотать в клубок. При этом скажите ему, что это клубок не простой, а волшебный. Чем дольше его сматываешь, тем быстрее успокаиваешься. Ваш малыш постепенно привыкнет к этому процессу и, когда он почувствует, что стал слишком заведённый, сам попросит волшебный клубок.
  • «Находим новое». На бумаги фломастером или на доске мелом рисуется любая геометрическая фигура. Члены семьи или друзья ребёнка закрывают глаза, а один из них пририсовывает к фигуре что-то своё. Затем все открывают глаза и находят изменения, и так по очереди. Эта игра развивает концентрацию внимания.
  • «Рыбалка». Участники игры встают в круг, плотно прижавшись друг к другу ногами и руками. Водящий, «рыбка», встает в центр круга и пытается выйти из него. Задача тех, кто стоит в кольце – не выпустить рыбку из сетей. Эта игра улучшает быстроту реакции и развивает координацию движений.
  • «Археологические раскопки». Взрослый засовывает кисти рук в песок или крупу. Задача ребёнка – откопать кисти взрослого, при этом не касаясь их своими пальцами. Данная игра развивает мышечный контроль.
  • «Слушаем тишину». По первым хлопкам в ладоши ребёнок начинает бегать по квартире, шуметь, петь. При звуке вторых хлопков он быстро садится на стул и прислушивается к тому, что происходит в квартире или на улице. А затем рассказывает, что услышал. Это может быть стук сердца, шум машин за окном, посвистывание чайника на кухне. Игра развивает внимание детей и умение владеть собой.
  • «Колокольчик». Дети садятся в круг. Водящему завязывают глаза, а остальным детям дают колокольчик, который они передают по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Игра способствует развитию слуха.