Виды памяти у человека: обзор 3 основных классификаций

Психологи, исследующие закономерности восприятия, выявили, что пространственная ориентация и пространственное мышление по-разному развиваются у людей, живущих в горах и в долине. Те, кто привык смотреть со склонов гор вниз, хорошо определяют размеры объектов внизу, но зато сильно путают размеры объектов, расположенных по линии горизонта.

Составные части

Характеристика пространственного интеллекта включает в себя несколько этапов, имеющих ряд специфических особенностей:

  • Анализ – разделение объекта или задачи на составляющие его части.
  • Синтез – обратный анализу процесс – соединение объекта или задачи в единое целое.
  • Абстрагирование – определение нескольких этапов задания, которые должны быть в нем. На этом этапе происходит формирование понятий.
  • Обобщение – определение и выделение значимых частей объекта или предмета, которые нужно сравнить между собой.
  • Конкретизация – обратный процесс обобщения – выделение характерных заданию этапов, не связанных с этапами решений.

В конце статьи представлен тест на определение уровня развития пространственного интеллекта, который строится на этих этапах. В основном, тест состоит из определения соотношения и последовательности разнообразных фигур.

Образ жизни

Желаемые результаты удастся достичь с помощью довольно простых и интересных способов. Многие из них практикуются людьми в повседневной жизни, что делает их интеллектуальные способности более продвинутыми. Все методы тренировок, связанные с образом жизни, можно применять для людей любого возраста. Но выбирать их нужно с учетом своих личных предпочтений или желаний ребенка, если целью развития является именно он.

Хорошего результата удастся добиться с помощью следующих вещей:

  1. Литература. Регулярное чтение книг, которые несут в себе высокую художественную ценность или являются достойными представителями научно-популярного жанра, влияет на многие стороны жизни читателя. Результатом становится укрепление памяти, повышение внимательности, развитие мышления, а также улучшение речи.
  2. Путешествия. Считается, что главная польза туризма в смене обстановки, которая успокаивает психику. Но не меньшее влияние путешествия оказывают на мозг человека, делая его работу более качественной.
  3. Интеллектуальные игры. Эффективным для развития может стать увлечение шахматами, шашками, пятнашками, кроссвордами и подобными играми. Чтобы добиться заметного результата, достаточно применять их в своей жизни лишь пару раз в неделю.
  4. Физическая активность. Улучшить память с вниманием и мышлением с помощью физической активности не так трудно. Эффект от спортивных тренировок связан с тем, что они вызывают усиление кровообращения, что питает мозг.
  5. Правильное питание. Практически все родители запрещают своим детям употреблять слишком много сладостей и вредных продуктов. Делают они это не зря, т.к. правильный выбор полезной пищи приводит к усилению мозговой активности, а также улучшению общего здоровья.
Образ жизни

Включение в свою жизнь таких простых составляющих научит мыслить иначе, быстрее находить решения проблем, а также легко запоминать любую информацию. Важной особенностью развития полезных навыков с помощью указанных средств у детей является их личное желание. При его отсутствии заставлять чадо заниматься теми или иными вещами крайне не рекомендуется.

Читайте также:  Особая одаренность или харизма, как определить ее у себя

Память, внимательность и мышление – взаимосвязанные процессы, поэтому зачастую развивать их лучше всего вместе.

Как можно узнать о своих пространственных способностях

Первый и самый простой путь – это самонаблюдение. Попробуйте мысленно представить вашу комнату. Чем больше деталей вы сможете воссоздать, тем лучше ваши пространственные навыки визуализации. Теперь мысленно поверните эту комнату, например, на 90 градусов по отношению к себе. Чем легче вы сможете мысленно вращать или изменять расположение комнаты, тем лучше ваше пространственное мышление.

Каковы ваши навыки ориентации в пространстве? Легко ли даются вам различные способы вычисления

  • расстояния;
  • системы координат;
  • двух и трех измерений;
  • широты и долготы?

Пространство также включает в себя взаимное расположение объектов по отношению друг к другу, понятия смежности, перекрестков и далеко-близко друг от друга расположенных регионов. Насколько уверенно вы пользуетесь этими понятиями? Как легко вы воспроизводите в памяти представленность объектов в пространстве? Используете ли вы, и насколько успешно, в своей деятельности

  • символы;
  • графические изображения;
  • точки, линии;
  • стрелки

для изображения того, как представлены в пространстве объекты?

«С Викиум вы сможете начать развивать пространсвенное мышление онлайн»

Как вы владеете различными способами мышления о расстояниях и взаимосвязях объектов? Можете ли вы экстраполировать и интерполировать? Уверенно ли вы разбираетесь в таких понятиях, как атмосфера,

  • литосфера,
  • гидросфера,
  • геосфера.
  • биосфера?
Как можно узнать о своих пространственных способностях

Далее, оценивая свой опыт и умения, как вы ответили бы на следующие вопросы:

  • Можете ли вы, опираясь на трехмерный чертеж какой-либо детали, представить, как будет выглядеть изготовленная деталь?
  • Можете ли вы изготовить несложную вещь по чертежу?
  • Если бы вам пришлось разбираться с неисправностью в двигателе, насколько уверенно вы сориентировались бы в этой ситуации?
  • Если вы увлекаетесь кулинарией и готовите сложные блюда, можете вы представить заранее, как оно будет выглядеть?

Второй путь – сравнение себя с другими. Сравните свои успехи в видах деятельности, требующих пространственных навыков, с успехами своих друзей и знакомых. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вы не хуже, а, может, даже и лучше других справляетесь с такими делами, как, например:

  • строительство песочных замков на пляже;
  • лепка фигур из пластилина или глины;
  • поиск и постановка кадра и композиции при фотографировании;
  • техническое рисование;
  • игра в шахматы и шашки;
  • 3D-моделирование, где требуется умение манипулировать формами;
  • компьютерные игры;
  • ориентировка на местности с помощью компаса и карты.

И наконец, третий путь – выполнение тестовых заданий. Подобные задания встречаются практически во всех тестах оценки интеллекта. Чаще всего задание представляет собою выбор «правильной» развертки, которая соответствовала бы тестовой фигуре. Для решения следует мысленно сложить развертку и убедиться, что ее трехмерный образ – это и есть заданный образец.

В последнее время появилось много разнообразных специальных компьютерных тестов на оценку визуально-пространственного интеллекта. Они требуют разобраться с задачей, где задания связаны с необходимостью мысленно вращать, перемещать, изменять размеры и соединять воедино образы или их элементы. Такие 3D головоломки требуют от человека способностей манипулирования без использования рук, а исключительно в своем воображении.

Вы можете также пробовать свои силы не в специальных заданиях, а разнообразных упражнениях, требующих пространственного мышления. Например, о многом вам скажут игры на пространственное мышление. Легко ли вам даются такие популярные развлечения, как

  • кубик Рубика (кстати, на сегодняшний день его признают едва ли не совершенным методом тренировки пространственного мышления);
  • головоломки;
  • Тетрис?
Читайте также:  7 признаков того, что вы живете в токсичной семье

Малыши (до лет)

С рождения до 2-3 лет ребенок учится обрабатывать сигналы, поступающие в головной мозг из органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания. И объемное восприятие основано на взаимодействии зрительных, слуховых и двигательных анализаторов.

К 3 годам у ребенка формируется понимание своего положения в пространстве и сознательный навык оценивать и определять взаимоположение объектов. Малыш уже способен решать простые задачи, изменяя местоположение предметов, но, не затрагивая их структуры (задачи на перемещения).

Развитие трехмерного мышления у детей в 3 года неотделимо от развития мышления в целом, поэтому не пренебрегайте им — учите ребенка думать. При этом задания должны быть простыми и по возможности в форме игры, веселой задачки, посильного испытания.

Ребенок до 3 лет уже может:

  • различать кривые и прямые линии;
  • находить точки пересечения линий;
  • отличать горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;
  • различать основные геометрические фигуры.

Как формировать пространственное мышление до 3 лет?

Предлагайте ребенку:

  • находить точки и соединять их;
  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • строить из счетных палочек разные фигуры, домики, некоторые буквы.

Поощряйте рисование, аппликацию, лепку — занятия, требующие активного измерения.

По продолжительности сохранения

Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.

В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.

Оперативная

Другие названия: рабочая, промежуточная.

Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.

Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.

Примеры: чтение и списывание.

Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.

Спорный момент. Психологи спорят, выделять ли оперативную память в отдельный вид. Ряд специалистов считает, что это один из подтипов кратковременной. Другие называют её промежуточным звеном между кратковременной и долгосрочной.

Кратковременная

Другие названия: краткосрочная, КВП.

Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.

Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.

Методы развития:

По продолжительности сохранения
  1. Занимайтесь на «онлайн-тренажёрах для мозга».
  2. Многократно повторяйте один и тот же материал в течение длительного времени.
  3. Используйте метод упрощения: разбивайте материал на смысловые блоки, чтобы он легче фиксировался в памяти.
  4. Освойте метод ассоциаций.
  5. Задействуйте эмоциональный вид памяти: чтобы чётче зафиксировать событие, запомните чувства, которые оно у вас вызывает.

Долговременная

Другие названия: долгосрочная, ДВП.

Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.

Читайте также:  12 признаков избалованного ребенка, и что с этим делать

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.

Виды:

  1. Имплицитная (скрытая, бессознательная, неосознаваемая) — воспроизведение человеком информации из далёкого прошлого, которая, казалось, была забыта. Например, бухгалтеры даже после амнезии помнят, как составить налоговую декларацию.
  2. Эксплицитная (декларативная, сознательная) — целенаправленное сохранение имеющегося опыта. Соответствует произвольному виду памяти. Например, выучить билеты к устному экзамену.

В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).

Методы развития:

  1. Выполняйте специальные упражнения на внимание и память.
  2. Освойте некоторые приёмы мнемотехники: цифробуквенного кода, вешалок, ассоциаций, О’Брайена, Шед.
  3. Играйте в игры на запоминание: Фуршет, Top Secret, Вслепую, N-назад, Потерянный символ, Матрица памяти, Дрампад.
  4. Учите как можно больше стихов и песен наизусть. Потом переходите к прозе.
  5. Используйте методы Цицерона и Айвазовского.

Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.

Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам. Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай. Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.

Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.

Вам также может быть интересно:

Особенности зрительной памяти

Особенность зрительной памяти заключается в том, что в процессе удержания зрительного образа в памяти он претерпевает определённые изменения, трансформируется. Это может быть, например, упрощение, игнорирование некоторых деталей, или преувеличение отдельных нюансов, или изменение в пользу большей симметричности, или изменение формы (округление, сужение, или изменение положения в пространстве), или изменение цвета. Эти неточности, присущие зрительной образной памяти, могут быть как недостатком, так и достоинством, ведь таким путем можно упростить образ, сделать его символичным, ярким, неожиданным.

Хорошая зрительная память предполагает хорошо развитое воображение. На этом во многом основан процесс запоминания материала и его воспроизведения, ведь то, что мы легко можем представить себе зрительно, как правило, легче и запоминается, и воспроизводится.

Задание Вставьте пропущенныеслова в следующие утверждения.

1. Чем более знакомаястановится информация в результате многократного повторения, тем выше вероятность того, что она сохранитсяв памяти.

2. Процесс кодированияосуществляется уже на этапе сенсорной памяти, след консолидируется на стадиикратковременнойпамяти и углубляется на стадии долговременной памяти.

3. Семантическаяпамять включает все те структуры, которые позволяют упорядочить познание мира.

4. Память – форма психическогоотражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком данных своего опыта.

13 стр., 6061 слов

Особенности логического исследования мышления человека

… мышления человека. Анатомия и мышление То, что мы именуем мышлением и сознанием, по-видимому, зависит от коры — слоя толщиной около шести миллиметров, покрывающего все четыре доли мозга. …