Воображение человека. Само во себе это словосочетание ошибочно. потому что воображением обладает только человек и воображения животных не существует. Давайте разберемся в этом удивительной, истинно человеческой способности воображать.
Что такое творчество?
Творчество — это процесс создания чего-то нового, ранее не встречавшегося в мире. Речь идет не только о произведениях искусства либо архитектурных шедеврах. Это однозначно творчество, но определение данного понятия намного шире. Ведь даже пара написанных строчек в блоге школьницы уже является чем-то новым для этого мира.
Творчество можно рассматривать как в глобальном плане, так и на бытовом уровне.
Бывают следующие виды творчества:
- Художественное – визуализирует внутренние переживания человека;
- Декоративно-прикладное – преображает окружающий мир;
- Музыкальное – позволяет чувствовать ритм и воспроизводить красивые звуки;
- Научно-техническое – совершает научные открытия и неожиданные изобретения;
- Философское – сопутствует поискам мыслителей и мудрецов;
- Социальное – совершенствует правовые, культурные и прочие взаимоотношения в обществе;
- Предпринимательское – помогает в успешном развитии бизнеса;
- Духовное – дает идеологические основы общества;
- Повседневно-бытовое – увеличивает способности человека приспосабливаться к возникающим обстоятельствам;
- Спортивно-игровое – связано с нестандартным выполнением необходимых тактико-технических элементов.
- Деятельность человека и её основные …
- Деятельность в жизни человека. Её виды …
- творчество левенцова к
- Стили творческой деятельности. Типы …
Есть похожее понятие креативности. Многие считают ее и творчество синонимами. Поскольку эти два слова существуют в русском языке, то правильнее было бы выделить каждому из них свою экологическую нишу. Пытаясь разделить креативность и творчество, определение последнего звучит, как процесс создания чего-то нового. А креативность – это способность человека создавать новое. В первом случае, мы говорим о действии, во втором – о свойстве.
Можно встретить и такую классификацию, где творчество – это более широкое понятие, а креативность рассматривается в качестве направленного творчества, то есть в ответ на определенную потребность.
Например, если девушку бросил молодой человек, и она, рыдая в подушку, пишет стихи – это и будет акт творчества. Если же креативщику рекламного агентства поручат придумать новую зубную щетку, то слезы и стихи ему не пригодятся. Это должен быть готовый продукт, в чем и поможет креативность.
Предназначение и функции
Роль воображения представлена следующими моментами:
- возможность представлять реальность при помощи образов, умение их использовать;
- индивид в непредвиденном случае может формировать план действий;
- возможность регулировать эмоциональность отношений;
- регулировка процессов познания индивида.

Воображение позволяет выйти за пределы понимания человека, способствует предвидению будущего, оживляет прошлое.
Предлагаю Вашему вниманию функции воображения.
- Побуждение к активной деятельности при помощи привлекательного, яркого образа результата.
- Наличие определенных планов и способов осуществления задуманного.
- Психотерапия, эмоциональная саморегуляция, иллюзорное удовлетворение своих потребностей. На основе этой функции существует риск потери реальности. Частный пример замещения действительности образами из игр, последствие игромании.
- Умение регулировать свое поведение в нестандартных ситуациях, порой проблемных при помощи альтернативных поступков, новых образов, учитывая возможные последствия.
- Организация познания, моделирование, воссоздание объектов по детальному описанию, достройка не хватающих элементов.
Виды творческой деятельности
Итогом, результатом любой деятельности является какой-то продукт. Этим она отличается от простой биологической активности животных. Даже если речь идет о мыслительной деятельности, то она тоже создает продукт – мысли, идеи, решения и т. д. Правда, есть вид деятельности, в которой более важен процесс. Это игра, но и игра в конечном счете приводит к определенному результату.
Именно продукт отражает своеобразие деятельности, у творчества он характеризуется новизной. Но понятие нового относительно, ничего абсолютно нового человек придумать не способен, потому что оперирует в своем мышлении только имеющимися у него знаниями и образами.
Показательный случай произошел с Леонардо да Винчи, которому знакомый трактирщик заказал на вывеску изображение невиданного монстра. Знаменитый художник, понимая, что ничего невиданного он нарисовать не сможет, начал скрупулезно зарисовывать отдельные детали животных и насекомых: лапы, жвала, усики, глаза и т. д.
С другой стороны, есть объективно новое и субъективно новое:
- В первом случае в процессе творческой деятельности создается продукт, которого никогда раньше не было: новый закон, механизм, картина, рецепт блюда, метод обучения и т. д.
- Во втором же случае новизна связана с индивидуальным опытом человека, с его личным открытием чего-то.

Например, если трехлетний малыш впервые построил из кубиков высокую башню, то это тоже творческая деятельность, ведь ребенок создал нечто новое. Пусть новизна эта субъективна, но она тоже значима и важна.
Творчество не зря называют духовно-практической деятельностью. Оно объединяет два вида активности или две сферы, в которых протекает творческий процесс: внутреннюю, духовную, происходящую на уровне сознания, и внешнюю практическую, связанную с воплощением идей и замыслов. Причем основным, ведущим видом творческой деятельности является именно внутренняя – рождение новой идеи или образа. Даже если они так и не будут воплощены в реальности, то акт творчества все равно останется.
Этот вид деятельности и наиболее важен, и наиболее интересен, но с трудом поддается изучению. Не только потому, что происходит на уровне сознания, но главным образом и потому, что даже сам творец плохо осознает, как протекает процесс творчества в его мозгу, а часто и не контролирует его.
Ощущение потусторонности креативного акта во многом связано с огромной ролью подсознания в творческой деятельности. На этом уровне психики хранится и обрабатывается огромное количество образной информации, но делается это без нашего ведома и контроля. Под влиянием повышенной активности мозга в процессе творчества подсознание нередко выдает на поверхность сознания готовые решения, идеи, замыслы.
Духовная творческая деятельность, если ее рассматривать как процесс, имеет три стадии.
Подробности
Кто может заниматься?
К творческой деятельности, за исключением живописи, поэзии и музыки относится много разнообразных направлений. Этой деятельностью может заниматься любой человек, способный выражать свои эмоции, используя уникальные возможности. Ведь любой человек талантлив, а развитие своих способностей зависит от каждого индивидуума.
Обзор видов
Художественное творчество берет свое начало с идеи. Эта деятельность во все времена занимала важное место в жизни людей. Работы художников являются культурным наследием. Их бережно хранят в музеях, создавая для этого особенные условия. Художники своими творениями дали возможность современному человеку «заглянуть» в прошлое и представить жизнь людей много веков назад.

Самые известные картины не выставляются на продажу, хотя оцениваются в огромное состояние. Для художника недостаточно владеть техникой писания полотна, необходимо перенести с помощью своего умения писать глубокий смысл. Данный вид творчества является одним из самых сложных. Художественная деятельность неразрывно связана со способностями автора (его эмоциональным восприятием окружающего мира, умением видеть и самовыражаться).
Литературное искусство способно изменить и вдохновить любого человека. Оно требует от автора большого мастерства – владения в совершенстве языковыми средствами. Это необходимо для создания точных описаний литературных героев и окружающего мира. Как правило, талантливые произведения написаны простым для понимания языком. Наградой долгих творческих поисков будет популярность его литературных творений. Чтение литературы развивает кругозор, заставляет переживать и испытывать различные эмоции, вовлекая читателя в мир любви, приключений и путешествий.
Музыкальное творчество вызывает бурю различных эмоций и чувств – от любви до ненависти. Музыка способна вызвать чувство патриотизма, вселить уверенность в победе, для этого композиторы создавали произведения для маршей, с которыми солдаты уходили на фронт. Музыка сопровождает человека повсюду: при вступлении в брак, при проведении любого праздничного мероприятия, даже похороны сопровождаются траурной музыкой. В наши дни, часто при проведении сложных операций музыка помогает хирургам в работе. Музыка воздействует на человека, передавая ему настроение автора.
Кинематограф — творческая деятельность в сфере визуального искусства. Данный вид творчества занимает первое место среди самых востребованных развлечений. Этот вид творчества позволяет зрителю перенестись в далекое прошлое либо попасть в будущее. Кинематограф учит любви, состраданию, пониманию жизни.
Декоративно-прикладное искусство – к данному виду творческой деятельности можно отнести, рассмотрим несколько видов:
— Лепку — данный процесс требует не только творческого подхода, но и умелых гибких рук. Издавна, из глины изготавливались как предметы искусства, так и необходимые в жизнедеятельности кухонная утварь (тарелки, горшки, чашки и т.д.) и предметы обихода. Творческий человек не просто изготовил эти предметы для применения в жизни, но и украсил их, наложив на глину необыкновенные узоры. Кроме изделий, необходимых в хозяйстве, из глины делают декоративные предметы (статуэтки, шкатулки, вазы, фигурки птиц и животных и т.д.).
— Вышивание — вышивка издавна являлась украшением не только одежды человека, но и предметов домашнего обихода (рушники, скатерти, салфетки и т.д.). Для женщин этот вид творческой деятельности всегда был самым доступным. Вкус и эстетика обнаруживается в любом предмете, выполненном мастерицами вышивания: это может быть простая крестьянская рубаха, а может быть расшитый бисером роскошный кокошник либо сумка.

— Скульптура — создаваемые памятники символизируют различные события в жизни страны, а также знаменитых личностей, оставивших след в истории. Совсем недавно, этот вид искусства был самым популярным, в настоящее время много других ценностей, однако скульптура по-прежнему является важным направлением в творческой деятельности человека.
Через творческую деятельность реализуется развитие истории и связь разных поколений.
Данная деятельность расширяет возможности человека и способствует освоению новых достижений, вовлекая в процесс познания мира, накопления и систематизации знаний о предмете, который планируется изменить. Способности к творческой деятельности строятся на развитии восприятия, мышления, воображения и памяти. Для поддержания творческого потенциала необходим постоянный поиск новых целей и освоение более сложных видов творческой деятельности.
Формы человеческой деятельности
Видов деятельности человека очень много, и все они подразделяются на две категории: практическую (материальную) и духовную.
Материально-практическая деятельность имеет целью изменение окружающего мира. А поскольку этот мир состоит из природы и общества, то и практическая деятельность может быть или производственной (изменяющей природу), или социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).
Духовная деятельность направлена на изменение общественного или индивидуального сознания. Она включает науку, искусство, организацию коллективной жизни, а также религию. Цели, стоящие перед духовной деятельностью — познание, определение жизненных ценностей, создание моделей будущего (прогнозирование) и т. д.
Между материально-практической и духовной активностью, однако, нет чётких границ. Это условное деление, и в реальности духовная и материальная стороны нашей жизни неразрывно связаны друг с другом. Любая деятельность человека имеет материальную сторону, поскольку она направлена на взаимодействие с окружающим миром и использует некие материальные средства, и духовную, поскольку предполагает целеполагание, создание программы действий, оценку результатов действий и т. д.
Психологические теории и школы
Разные психологические школы имеют свою точку зрения на происхождение и развитие воображения.
Наиболее известными являются:
- Гештальт-психология (М. Вертгеймер, К. Кофка, Р. Арнхейм). Основой развития воображения стала способность к визуализации. Постепенно реально существующие объекты сменились вымышленными.
- Психоанализ (З. Фрейд, Э. Крис, К. Коби). Воображение возникло как защитная реакция организма на испытанный в детстве отрицательный опыт. Оно позволяет создать ложные воспоминания о негативных ситуациях.
- Виды деятельности человека …
- Понятие ведущей деятельности ребенка
- Продуктивные виды деятельности младших …
- Творческая деятельность – что это в …
Свое мнение есть и у отдельных специалистов:
- Т. Рибо. Воображение – продолжение познания реальности, особенно явно проявляющееся у детей. По мере взросления оно преобразовывается в творческие способности.
- Д. Дьюи. Воображение базируется на самых основных инстинктах. Толчок его развитию дают подсознательные желания и потребности.
- Ж. Пиаже. Это не что иное, как временное, искаженное отражение реальности. Для человека оно бесполезно, так как не помогает открыть ничего нового, «смазывая» картину действительности.
- Л. Выготский. Развитие воображения невозможно без реально существующей действительности, ведь оно является ее отражением и неразрывно связано с ней. Это творческая, комбинационная деятельность, опирающаяся на опыт и расширяющая его границы.
- М. Беркинблит. Воображение, наряду с мышлением – одна из функций комплексной познавательной деятельности. Оно «включается», когда имеющихся фактов недостаточно для прогнозирования итога действий.
Абсолютное большинство школ и специалистов признают тесную взаимосвязь воображения и мышления. Первое без второго просто не имеет цели и смысла, а второе без первого не способно создать ничего нового.