Виды воображения в психологии: особенности и краткая характеристика

Воображение человека. Само во себе это словосочетание ошибочно. потому что воображением обладает только человек и воображения животных не существует. Давайте разберемся в этом удивительной, истинно человеческой способности воображать.

Что такое творчество?

Творчество — это процесс создания чего-то нового, ранее не встречавшегося в мире. Речь идет не только о произведениях искусства либо архитектурных шедеврах. Это однозначно творчество, но определение данного понятия намного шире. Ведь даже пара написанных строчек в блоге школьницы уже является чем-то новым для этого мира.

Творчество можно рассматривать как в глобальном плане, так и на бытовом уровне.

Бывают следующие виды творчества:

  • Художественное – визуализирует внутренние переживания человека;
  • Декоративно-прикладное – преображает окружающий мир;
  • Музыкальное – позволяет чувствовать ритм и воспроизводить красивые звуки;
  • Научно-техническое – совершает научные открытия и неожиданные изобретения;
  • Философское – сопутствует поискам мыслителей и мудрецов;
  • Социальное – совершенствует правовые, культурные и прочие взаимоотношения в обществе;
  • Предпринимательское – помогает в успешном развитии бизнеса;
  • Духовное – дает идеологические основы общества;
  • Повседневно-бытовое – увеличивает способности человека приспосабливаться к возникающим обстоятельствам;
  • Спортивно-игровое – связано с нестандартным выполнением необходимых тактико-технических элементов.

Есть похожее понятие креативности. Многие считают ее и творчество синонимами. Поскольку эти два слова существуют в русском языке, то правильнее было бы выделить каждому из них свою экологическую нишу. Пытаясь разделить креативность и творчество, определение последнего звучит, как процесс создания чего-то нового. А креативность – это способность человека создавать новое. В первом случае, мы говорим о действии, во втором – о свойстве.

Можно встретить и такую классификацию, где творчество – это более широкое понятие, а креативность рассматривается в качестве направленного творчества, то есть в ответ на определенную потребность.

Например, если девушку бросил молодой человек, и она, рыдая в подушку, пишет стихи – это и будет акт творчества. Если же креативщику рекламного агентства поручат придумать новую зубную щетку, то слезы и стихи ему не пригодятся. Это должен быть готовый продукт, в чем и поможет креативность.

Предназначение и функции

Роль воображения представлена следующими моментами:

  • возможность представлять реальность при помощи образов, умение их использовать;
  • индивид в непредвиденном случае может формировать план действий;
  • возможность регулировать эмоциональность отношений;
  • регулировка процессов познания индивида.
Предназначение и функции

Воображение позволяет выйти за пределы понимания человека, способствует предвидению будущего, оживляет прошлое.

Предлагаю Вашему вниманию функции воображения.

  1. Побуждение к активной деятельности при помощи привлекательного, яркого образа результата.
  2. Наличие определенных планов и способов осуществления задуманного.
  3. Психотерапия, эмоциональная саморегуляция, иллюзорное удовлетворение своих потребностей. На основе этой функции существует риск потери реальности. Частный пример замещения действительности образами из игр, последствие игромании.
  4. Умение регулировать свое поведение в нестандартных ситуациях, порой проблемных при помощи альтернативных поступков, новых образов, учитывая возможные последствия.
  5. Организация познания, моделирование, воссоздание объектов по детальному описанию, достройка не хватающих элементов.
Читайте также:  Как избавиться от излишнего перфекционизма раз и навсегда

Виды творческой деятельности

Итогом, результатом любой деятельности является какой-то продукт. Этим она отличается от простой биологической активности животных. Даже если речь идет о мыслительной деятельности, то она тоже создает продукт – мысли, идеи, решения и т. д. Правда, есть вид деятельности, в которой более важен процесс. Это игра, но и игра в конечном счете приводит к определенному результату.

Именно продукт отражает своеобразие деятельности, у творчества он характеризуется новизной. Но понятие нового относительно, ничего абсолютно нового человек придумать не способен, потому что оперирует в своем мышлении только имеющимися у него знаниями и образами.

Показательный случай произошел с Леонардо да Винчи, которому знакомый трактирщик заказал на вывеску изображение невиданного монстра. Знаменитый художник, понимая, что ничего невиданного он нарисовать не сможет, начал скрупулезно зарисовывать отдельные детали животных и насекомых: лапы, жвала, усики, глаза и т. д.

С другой стороны, есть объективно новое и субъективно новое:

  • В первом случае в процессе творческой деятельности создается продукт, которого никогда раньше не было: новый закон, механизм, картина, рецепт блюда, метод обучения и т. д.
  • Во втором же случае новизна связана с индивидуальным опытом человека, с его личным открытием чего-то.
Виды творческой деятельности

Например, если трехлетний малыш впервые построил из кубиков высокую башню, то это тоже творческая деятельность, ведь ребенок создал нечто новое. Пусть новизна эта субъективна, но она тоже значима и важна.

Творчество не зря называют духовно-практической деятельностью. Оно объединяет два вида активности или две сферы, в которых протекает творческий процесс: внутреннюю, духовную, происходящую на уровне сознания, и внешнюю практическую, связанную с воплощением идей и замыслов. Причем основным, ведущим видом творческой деятельности является именно внутренняя – рождение новой идеи или образа. Даже если они так и не будут воплощены в реальности, то акт творчества все равно останется.

Этот вид деятельности и наиболее важен, и наиболее интересен, но с трудом поддается изучению. Не только потому, что происходит на уровне сознания, но главным образом и потому, что даже сам творец плохо осознает, как протекает процесс творчества в его мозгу, а часто и не контролирует его.

Ощущение потусторонности креативного акта во многом связано с огромной ролью подсознания в творческой деятельности. На этом уровне психики хранится и обрабатывается огромное количество образной информации, но делается это без нашего ведома и контроля. Под влиянием повышенной активности мозга в процессе творчества подсознание нередко выдает на поверхность сознания готовые решения, идеи, замыслы.

Духовная творческая деятельность, если ее рассматривать как процесс, имеет три стадии.

Подробности

Кто может заниматься?

К творческой деятельности, за исключением живописи, поэзии и музыки относится много разнообразных направлений. Этой деятельностью может заниматься любой человек, способный выражать свои эмоции, используя уникальные возможности. Ведь любой человек талантлив, а развитие своих способностей зависит от каждого индивидуума.

Обзор видов

Художественное творчество берет свое начало с идеи. Эта деятельность во все времена занимала важное место в жизни людей.  Работы художников являются культурным наследием. Их бережно хранят в музеях, создавая для этого особенные условия. Художники своими творениями дали возможность современному человеку «заглянуть» в прошлое и представить жизнь людей много веков назад.

Подробности

Самые известные картины не выставляются на продажу, хотя оцениваются в огромное состояние. Для художника недостаточно владеть техникой писания полотна, необходимо перенести с помощью своего умения писать глубокий смысл. Данный вид творчества является одним из самых сложных. Художественная деятельность неразрывно связана со способностями автора (его эмоциональным восприятием окружающего мира, умением видеть и самовыражаться).

Читайте также:  — Другие люди помогают человеку добиваться целей в жизни

Литературное искусство способно изменить и вдохновить любого человека. Оно требует от автора большого мастерства – владения в совершенстве языковыми средствами. Это необходимо для создания точных описаний литературных героев и окружающего мира. Как правило, талантливые произведения написаны простым для понимания языком. Наградой долгих творческих поисков будет популярность его литературных творений. Чтение литературы развивает кругозор, заставляет переживать и испытывать различные эмоции, вовлекая читателя в мир любви, приключений и путешествий.

Музыкальное творчество вызывает бурю различных эмоций и чувств – от любви до ненависти. Музыка способна вызвать чувство патриотизма, вселить уверенность в победе, для этого композиторы создавали произведения для маршей, с которыми солдаты уходили на фронт.  Музыка сопровождает человека повсюду: при вступлении в брак, при проведении любого праздничного мероприятия, даже похороны сопровождаются траурной музыкой. В наши дни, часто при проведении сложных операций музыка помогает хирургам в работе. Музыка воздействует на человека, передавая ему настроение автора.

Кинематограф — творческая деятельность в сфере визуального искусства. Данный вид творчества занимает первое место среди самых востребованных развлечений. Этот вид творчества позволяет зрителю перенестись в далекое прошлое либо попасть в будущее. Кинематограф учит любви, состраданию, пониманию жизни.

Декоративно-прикладное искусство – к данному виду творческой деятельности можно отнести, рассмотрим несколько видов:

— Лепку — данный процесс требует не только творческого подхода, но и умелых гибких рук. Издавна, из глины изготавливались как предметы искусства, так и необходимые в жизнедеятельности кухонная утварь (тарелки, горшки, чашки и т.д.) и предметы обихода. Творческий человек не просто изготовил эти предметы для применения в жизни, но и украсил их, наложив на глину необыкновенные узоры. Кроме изделий, необходимых в хозяйстве, из глины делают декоративные предметы (статуэтки, шкатулки, вазы, фигурки птиц и животных и т.д.).

— Вышивание — вышивка издавна являлась украшением не только одежды человека, но и предметов домашнего обихода (рушники, скатерти, салфетки и т.д.). Для женщин этот вид творческой деятельности всегда был самым доступным. Вкус и эстетика обнаруживается в любом предмете, выполненном мастерицами вышивания: это может быть простая крестьянская рубаха, а может быть расшитый бисером роскошный кокошник либо сумка.

Подробности

— Скульптура — создаваемые памятники символизируют различные события в жизни страны, а также знаменитых личностей, оставивших след в истории. Совсем недавно, этот вид искусства был самым популярным, в настоящее время много других ценностей, однако скульптура по-прежнему является важным направлением в творческой деятельности человека.

Читайте также:  Протокол домашнего лечения COVID-19 лучшими препаратами

Через творческую деятельность реализуется развитие истории и связь разных поколений.

Данная деятельность расширяет возможности человека и способствует освоению новых достижений, вовлекая в процесс познания мира, накопления и систематизации знаний о предмете, который планируется изменить. Способности к творческой деятельности строятся на развитии восприятия, мышления, воображения и памяти. Для поддержания творческого потенциала необходим постоянный поиск новых целей и освоение более сложных видов творческой деятельности.

Формы человеческой деятельности

Видов деятельности человека очень много, и все они подразделяются на две категории: практическую (материальную) и духовную.

Материально-практическая деятельность имеет целью изменение окружающего мира. А поскольку этот мир состоит из природы и общества, то и практическая деятельность может быть или производственной (изменяющей природу), или социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение общественного или индивидуального сознания. Она включает науку, искусство, организацию коллективной жизни, а также религию. Цели, стоящие перед духовной деятельностью — познание, определение жизненных ценностей, создание моделей будущего (прогнозирование) и т. д.

Между материально-практической и духовной активностью, однако, нет чётких границ. Это условное деление, и в реальности духовная и материальная стороны нашей жизни неразрывно связаны друг с другом. Любая деятельность человека имеет материальную сторону, поскольку она направлена на взаимодействие с окружающим миром и использует некие материальные средства, и духовную, поскольку предполагает целеполагание, создание программы действий, оценку результатов действий и т. д.

Психологические теории и школы

Разные психологические школы имеют свою точку зрения на происхождение и развитие воображения.

Наиболее известными являются:

  • Гештальт-психология (М. Вертгеймер, К. Кофка, Р. Арнхейм). Основой развития воображения стала способность к визуализации. Постепенно реально существующие объекты сменились вымышленными.
  • Психоанализ (З. Фрейд, Э. Крис, К. Коби). Воображение возникло как защитная реакция организма на испытанный в детстве отрицательный опыт. Оно позволяет создать ложные воспоминания о негативных ситуациях.

Свое мнение есть и у отдельных специалистов:

  • Т. Рибо. Воображение – продолжение познания реальности, особенно явно проявляющееся у детей. По мере взросления оно преобразовывается в творческие способности.
  • Д. Дьюи. Воображение базируется на самых основных инстинктах. Толчок его развитию дают подсознательные желания и потребности.
  • Ж. Пиаже. Это не что иное, как временное, искаженное отражение реальности. Для человека оно бесполезно, так как не помогает открыть ничего нового, «смазывая» картину действительности.
  • Л. Выготский. Развитие воображения невозможно без реально существующей действительности, ведь оно является ее отражением и неразрывно связано с ней. Это творческая, комбинационная деятельность, опирающаяся на опыт и расширяющая его границы.
  • М. Беркинблит. Воображение, наряду с мышлением – одна из функций комплексной познавательной деятельности. Оно «включается», когда имеющихся фактов недостаточно для прогнозирования итога действий.

Абсолютное большинство школ и специалистов признают тесную взаимосвязь воображения и мышления. Первое без второго просто не имеет цели и смысла, а второе без первого не способно создать ничего нового.