Заикание у детей − почему так необходим комплексный подход к лечению?

Заикание, или, как оно называется в медицине, логоневроз, – достаточно распространенное речевое нарушение, чаще встречающееся у детей. Выражается оно в том, что плавность речи, ее ритм сбиваются, человек повторяет определенные, чаще согласные звуки либо целые слова, удлиняет произносимые звуки, делает паузы в словах, слогах.

Симптомы заикания у ребенка

  • В зависимости от особенностей произношения различают две формы заикания:
    • тоническое заикание: “ запинание” во время разговора с формированием своеобразных пауз (будто человек не может произнести следующий слог в слове), либо растягивание отдельных слогов в словах;
    • клоническое заикание: во время разговора в речи заикающегося человека присутствуют множественные повторения отдельных звуков, слогов или слов;
    • смешанное заикание: в равной степени присутствуют признаки как тонического, так и клонического заикания.
  • В зависимости от особенностей развития заикания различают две его формы:
    • невротическое заикание: имеется выраженный дефект произношения (например, нечленораздельность речи), люди с этой формой заикания начинают говорить позже своих сверстников;
    • неврозоподобное заикание: в речи присутствуют элементы заикания, возникающие только при провоцирующих факторах, например, при стрессовых ситуациях (например: выступление перед публикой).

Первопричины

Если хоть одна из задействованных систем имеет проблему и функционирует некорректно, особенно если дело касается работы мозговых центров или расстройств в нервной системе, проблемы с детской речью будут однозначно. Одним из распространенных диагнозом является неожиданные заикания у детей дошкольников.

Определение недуга — спазмы верхних дыхательных путей, в результате которых нарушено и затруднено произношение звуков, слогов, слов.

Первые труды, пролившие свет на признаки и речевого расстройства у детей, написал И. П. Павлов. Он и дал объяснение устройству нервной системы, сформулировал такое понятие, как невроз.

К подвиду невроза относят и заикание у маленьких детей. Дефект препятствует социальной адаптации, влияет на успеваемости в школе и на самооценку в период пубертата. Прогноз у заболевания благоприятный, зависит от того, в каком возрасте началось данное расстройство (желательно устранить дефект до выхода в коллектив, в школу). Но если детское стрессовое заикание появляется в школе или при нахождении в коллективе — нужно искать причину.

Чаще причины заикания у детей — это приобретенные дефекты в нервопсихопатии и патология развития. Внутренние признаки, оказывающие влияние на развитие речевого аппарата, часто связаны с патологическими нарушениями в работе мозга. Так врачи выделяют основные причины заикания у детей:

  • перенесенные инфекционные заболевания в период беременности;
  • кислородное голодание плода в период беременности или родов;
  • травмы головы и шейного отдела в родах.

Часто у детей заикание появляется вследствие перенесенного заболевания или травмы:

Первопричины
  • инфекционные заболевания центральной нервной системы и мозговых оболочек;
  • сотрясения, ушибы;
  • заболевания ЛОР органов;
  • длительные болезненные состояния, вызывающие общую слабость, недомогание.

Важно понимать, если дефект речи появляется при первых сказанных словах — причина однозначно в нарушении работы головного мозга. Если у ребенка в психосоматике прописывается недоразвитие больших полушарий мозга, то это и есть причина. Тогда заикание у детей проходит самостоятельно до 4,5-5,5 лет.

Внешние факторы проявляются позже, в промежутке 2,5-4 лет, обычно это:

  • темперамент ребенка — холерик;
  • страхи, испуги, ночные кошмары;
  • хронический стресс;
  • жесткие меры воспитания;
  • загруженность кружками, секциями;
  • повышенные требования в развитии.
Читайте также:  5 причин, почему мужчина изменяет и не уходит: советы психолога

Важно проанализировать ближайшее окружение ребенка, если живущие с ним родственники разговаривают бегло, произносят слова нечетко — ребенок показывает манеру речи. Специалист с помощью родителей должен обследовать ребенка и выявить истинную причину дефекта речи, тогда лечение будет максимально эффективным.

Огромную роль в психоэмоциональном развитии ребенка играет среда, в которой он растет, взаимоотношения между всеми участниками воспитательного процесса, их темперамент и отношение к ребенку. У дошкольников, растущих в благоприятной и спокойной обстановке, окруженных любовью и заботой, без серьезных стрессовых ситуаций крайне редко возникают различные дефекты речи. У детей заикание — это последствие психолого-эмоционального стресса или долгого нахождения в некомфортной среде.

Заикание у детей: формы и причины возникновения

Заикание условно делят на неврозоподобное и невротическое.

Первое вызвано повреждениями мозга, связанными с его поражением в период внутриутробного развития, в процессе родов, раннем младенчестве.

Невротическое заикание обычно связано с какой-либо травмирующей психику малыша ситуацией, стрессом:

Заикание у детей: формы и причины возникновения
  • сильный испуг, потрясение;
  • семейные ссоры, развод родителей;
  • смена привычной обстановки, например школа;
  • конфликт со сверстниками;
  • долгое отсутствие родителей, особенно мамы и пр.

Вызвано заикание может быть и врожденной, передающейся по наследству слабостью речевого аппарата. И в таком случае говорят о врожденном заикании.

Неврозоподобное заикание проявляется тогда, когда малыш овладевает речью. Уже тогда у него возникают трудности с речью: он переставляет слоги, медленно пополняется его словарь. В период, когда формируются фразы, развивается заикание.

Обычно эти дети отстают в развитии. Они позже начинают не только говорить, но и ходить.

Ребенок, страдающий невротическим заиканием, начинает говорить вовремя, а то и раньше, чем сверстники. Обычно такие дети эмоционально неустойчивы, плаксивы, впечатлительны. Для них характерны робость, обидчивость, раздражительность, неуверенность в себе.

Заикание возникает внезапно, после какого-либо стрессового фактора.

Ребенок растет и начинает понимать, что он не такой, как все. Он стесняется своего дефекта, боится говорить, общаться, что только способствует прогрессированию заикания.

Заикание у детей: формы и причины возникновения

Точные причины, от чего у детей возникает невротическое заикание, полностью не изучены. Ученые считают, что оно как-то связано с нервной системой, нарушениями в ней, что и провоцирует мышечные судороги. Поэтому правильнее говорить не о причинах, а о предрасполагающих факторах заикания. К ним относятся:

  • нестабильность эмоций ребенка;
  • слишком строгое воспитание;
  • недостаток любви и ласки;
  • заикание у близких ребенка – здесь речь идет не о наследственности, а о подражании речи родителей, братьев, сестер;
  • двуязычие в семье;
  • слишком высокие требования к малышу.

Признаки нарушения речи у ребенка

К основным симптомам нарушения речи относятся судороги речевого аппарата, изменения физиологического дыхания, бурная жестикуляция и логофобия. При заикании трудности возникают в начале или середине речи. Дыхание при логоневрозе неровное, сбивчивое, часто наблюдается одышка или частые вдохи. Речь у детей, страдающих логоневрозом, сопровождается непроизвольным подергиванием мимических мышц, морганием, кусанием щек или губ. Присутствуют т.н. речевые уловки – ненужные звуки или слова, изменения интонации, ритма разговора или тембра голоса. Патология часто сопровождается потливостью, учащенным сердцебиением, бледностью кожи.

Специалисты выделяют три степени тяжести заболевания:

Признаки нарушения речи у ребенка
  • Легкая – проявляется запинками при спонтанной речи, сильном волнении.
  • Средняя – нарушения тембра заметны в монотонной речи, при чтении.
  • Тяжелая – речевые судороги постоянны, ребенок затягивает слова, вставляет лишние звуки. Характерны нарушения сердцебиения и дыхания при разговоре.

Советы для родителей

Заикание, лечение которого происходит при непосредственном участии специалиста, чаще всего сводится профессионалами к психологическому влиянию на малыша. Дома необходимо очень внимательно выслушивать ребенка, убеждая и показывая ему, что вы относитесь к нему с заботой.

Читайте также: 

Постарайтесь сами замедлять свою речь в разговоре с малышом. Все родители прекрасно знают, что у детей в возрасте от 3 до 5 лет наступает момент, когда они полностью подражают тому, что и как делают взрослые. Говорите медленно и тихо, старайтесь произносить слова «на распев», и вскоре вы убедитесь, что малыш будет повторять интонацию за вами. В процессе лечения очень важно успокоить малыша – а это один из действенных психологических методов.

Обязательно постарайтесь сделать так, чтобы несколько часов в день ваше время принадлежало только ребенку. Старайтесь создать дружелюбную обстановку, если детей в семье несколько. Чаще всего споры и конфликты между детьми крайне негативно влияют на процесс лечения. Поэтому будьте бдительны, вмешивайтесь, объясняйте детям, что они должны жить в мире и помогать друг другу. Разговаривайте перед сном. Всего 10-15 минут спокойной беседы могут помочь малышу быстрее справиться с проблемой.

И самое главное! Если у вас заикающийся малыш, ни в коем случае не паникуйте и не опускайте руки сами! Помните, что ваш малыш, со временем может стать такой же известной личностью, как Джеймс Джоус, Мэрлин Монро или Уинстон Черчиль, которым такое нарушение речи не помешало стать мировыми знаменитостями!

Механизм возникновения заикания

Механизм возникновения заикания довольно сложен. Необходимо учитывать роль предрасполагающих и разрешающих факторов. К предрасполагающим факторам относятся неблагоприятные условия преморбидного развития, которые могут замедлить, приостановить или извратить развитие речи. Если это предрасположение выражено в сильной степени, то заикание может наступать под влиянием даже незначительных или невыясненных разрешающих воздействий. Заикание связано с межполушарной асимметрией и доминантностью полушарий головного мозга. Иногда вместе с заиканием у детей наблюдается леворукость. В этих случаях заиканию способствует неумелая попытка перевоспитания леворукости, которая нарушает соотношение между доминантным и недоминантным полушариями. Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, неба, губ (артикуляционные судороги), мышц гортани (голосовые судороги). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связан с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции. Основными факторами риска развития заикания являются наследственность, раннее мозговое повреждение и нарушения эмоционально- волевой сферы.

Заикание у детей 2-лет – причины, тактика любящих родителей

Заикание у детей развивается в возрасте от двух до шести лет. Как распознать заикание у ребенка 2 или 3 лет? Как понять, что это проблемы с речью, а не просто этап формирования речевых навыков?

Причины заикания у детей 2-3 лет

Причины нарушения речи в возрасте 2-3 лет разнообразны, но чаще связаны с нарушением работы центральной нервной системы, с поражением головного мозга, нарушениями строения речевого аппарата. Поэтому для решения проблемы рекомендованы не только занятия с логопедом, но и консультация невролога, психотерапевта.

Причинами заикания у детей в два-три года являются:

Патология беременности – внутриутробная гипоксия, инфекции.

  • Гипоксия в родах, преждевременные роды.
  • Наследственность – заикание есть либо было в детстве или у одного из родителей.
  • Особенности личности ребенка – дети-холерики заикаются чаще, чем дети-сангвиники или меланхолики, что объясняется их повышенной нервной возбудимостью.
  • Психологическая травма – острая или хроническая. При острой психологический травме малыш в 2 или 3 года мог испугаться, однократно пережить сильное нервное потрясение. Хроническая психотравма характерна для детей, живущих в конфликтных семьях, когда ребенок постоянно слышит ссоры и скандалы, видит ругающихся взрослых, агрессию.
  • Длительное времяпрепровождение за планшетом, смартфоном, компьютером. Дошкольнику в 2 или в 3 года не нужны компьютерные игры, погружение в виртуальную реальность. У него формируется мировосприятие, навыки общения. Старайтесь ограждать детей в таком возрасте от гаджетов, чтобы уменьшить проявления заикания.
  • Инфекции, перенесенные в детском возрасте, — менингит, энцефалит, или травмы головного мозга – ушиб, черепно-мозговая травма.
  • Ложное заикание – копирование взрослых, если в семье есть кто-то заикающийся.
  • Переучивание левши. Неправильная тактика, которую выбирают некоторые родители, если сами пишут правой рукой.
  • Активное введение второго иностранного языка в возрасте 1,5 – 2,5 лет, связанное с переездом в другую страну или чрезмерно настойчивым ранним развитием ребенка. В этом возрасте малыш не до конца освоил общение на родном языке, и введение иностранного языка вызывает сильное нервное перенапряжение, что и провоцирует заикание.
Читайте также:  Квадрат Пифагора по дате рождения совместимость в браке

Признаки заикания у ребенка 2-3 лет

Во время диалога малыш делает частые паузы, при этом заметно, как напрягаются мышцы лица, шеи.

Ребенок размахивает руками, сжимает кулаки или переступает с ноги на ногу, если у него не получается произнести звук или слово. Дополнительными движениями при заикании он помогает выразить, что не удалось донести с помощью речи.

При произношении сложных слов у детей с заиканием дрожат губы.

Обратите внимание, что малыш может просто подражать старшим. Маленькие дети во всем копируют взрослых. И если в ближайшем окружении есть человек с заиканием (логоневрозом), малыш будет ему подражать, копировать неправильное произношение слов.

Что делать, если ребенок заикается в 2 года или в 3 года?

Записаться на прием к неврологу и логопеду, психотерапевту. Чтобы избавиться от заикания в 2 года, следует четко выполнять все рекомендации врача, в некоторых случаях – добавлять медикаментозное лечение.

Для успешного лечения заикания в возрасте 2-3 лет соблюдайте общение правила общения с ребенком, который начал заикаться.

Снимите речевые нагрузки у детей, не начинайте разговоры с ребенком, не настаивайте, чтобы он отвечал на все ваши вопросы.

До минимума снижайте эмоциональность в разговоре, говорите медленно, спокойно, отчетливо. Если ребенок торопится, напоминайте, чтобы он не спешил.

Организуйте четкий режим дня, строго придерживайтесь его.

Мультики и просмотр телевизора до 15-30 минут в день, не более. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел рекламу.

Ограничивайте новые поездки, общение с незнакомыми людьми. Не настаивайте, чтобы малыш с ними разговаривал.

Читайте ребенку сами, но немного, до момента, когда видите первые признаки его утомления.

Предпочитайте игры, которые не вызывают сильного эмоционального возбуждения, — песочница, переливание воды, игры с крупами.

Отличный вариант – записать малыша на плавание, если он любит воду и с удовольствием воспримет бассейн. Для детей, которые бояться воды, не следует создавать лишний стресс.

Не отдавайте ребенка, который начал заикаться, в детский сад раньше трех лет. Адаптация к детскому саду резко ухудшит его произношение и формирование речи.

Возможные осложнения

Опасность неврозов выражается в сильном влиянии на психологический фон больного. Человек находится в постоянном страхе, испытывает неконтролируемые судороги, старается не разговаривать, просьба об остановке в транспорте становится серьезным испытанием. У больного занижается самооценка, пропадает желание развиваться. Проблема возникает и в личной жизни: создание семьи для таких людей не видится реальным.

Для предупреждения развития серьезных отклонений в психике заикание требует оперативного лечения под контролем психолога.