Заставить мозг учиться: как использовать нейробиологию на практике

Я вроде не глупая, запоминаю быстро. Но я все делаю в последнюю минуту и поэтому многое недоучиваю. Мне кажется, что вот завтра я начну, но делаю все, чтобы не начать.

Комментарии читателей

  • Владимир Фаворский 17:30

    Как нибудь напишу трактат по поводу того ,как я готовился к экзамену на только не испробовал.И лежа на полу учил ,и кверх ногами, и жуя жевачку как Американский солдат и даже шапочку из фольги.p,s, ключ к успеху это мотивация. Вам должно хотеться учиться, и тогда все остальное будет не существенно

  • Наталия 12:42

    Уверены: отличный будет материал! Но по поводу мотивации не соглашусь. Бывает же дислексия, синдром дефицита внимания и т.д. — человек и хочет, но знания даются с огромным трудом, и привычные приемы запоминания не работают, просто в силу индивидуальной особенности.

Комментировать

Что вообще значит учиться?

Человечество знает только три вида деятельности: игру, учение и труд. Когда вы играете, когда вы учитесь и когда вы трудитесь? Давайте разберемся.

Что вообще значит учиться?

Первый вид деятельности, с которым сталкивается человек, — игра. Это единственный вид деятельности, который присущ детям. Мы играем тогда, когда испытываем удовольствие от процесса, и бросаем, когда надоедает. Это спасительный вид деятельности дан детям, чтобы они осваивали новый человеческий опыт. И это единственный преобладающий вид деятельности до лет этак 10−11, когда уже есть шанс сформировать учебную деятельность.

Что такое учебная деятельность и когда она просыпается? Тогда, когда человек столкнулся с каким-то ограничением или невозможностью, но преодолеть её очень хочется. Например, ребёнок в три года делает глобальнейшее открытие: у него появляется осознание на индивидуальном уровне. Появляется местоимение «Я» применительно к себе. Так вот малыш впервые открывает, что он человек и член человеческой стаи, и хочет быть равноправным членом. Но мама и папа дают понять, что он любимый член семьи, но не может быть равноправным. Потому что пока взрослые обеспечивают его жизнедеятельность: зарабатывают деньги, организуют досуг, готовят еду, добывают одежду и решают другие важные вопросы. А ребёнок пока это сделать не может, и в нём копится некоторый разрыв между уровнем притязаний и его возможностями. И это становится предпосылкой для возникновения учебной деятельности. Ребёнок хочет научиться, чтобы быть как мама и папа. И он начинает играть, подражать, копировать. В нём копится желание самосовершенствования, саморазвития. Вот именно это количество и качество времени, проведённого за играми, обусловливает полноценное формирование учебной деятельности.

Что вообще значит учиться?

Учёба — деятельность по развитию себя, самосовершенствованию. И вы занимаетесь учёбой тогда, когда преодолеваете своё несовершенство, неспособность, пытаетесь реализовать своё стремление к лучшему.

Анна Исаенко, психолог-профориентолог образовательного центра Адукар

Мозг постоянно меняется и учится

Мозг создан природой таким, чтобы все время находиться в процессе обучения. Его способность трансформироваться, приобретая тот или иной опыт, и сохранять эти изменения называется «нейропластичность» — термин, подчеркивающий отличие сегодняшнего взгляда на проблему от бытовавшего ранее.

Еще недавно считалось, что мозг — это вещь в себе, как точно настроенный и запрограммированный самостоятельный механизм. Как черный ящик внутри черепной коробки, до которого не докопаешься. Затем ученые стали находить доказательства того, что этот орган не рождается «готовым», а активно взаимодействует с окружающей средой, пока формируется.

Прежде всего, об этом свидетельствовали исследования так называемых детей-маугли: брошенные в дикой природе, не слышавшие человеческой речи, они не могли освоить навыки принятого в обществе поведения и улучшить свои интеллектуальные способности до состояния взрослого, отставая в развитии всю жизнь (обычно не очень долгую). Вскоре стало очевидно, что детский мозг пластичен, период такой податливости назвали «критическим», потому что восполнить недостаток обучения в это время в дальнейшем уже невозможно.

В середине прошлого века опыты на мышах показали, что развитие в обогащенной всякими игрушками и активностями среде делает кору полушарий толще, а у тех грызунов, что росли в скучной и бедной обстановке, подобных изменений не наблюдалось.

Мозг постоянно меняется и учится

Нейрокартина мира окончательно изменилась, когда было доказано, что мозг, обучаясь, способен расти и у взрослых людей. Классический пример, подтверждающий справедливость этого утверждения, — результаты, полученные в серии исследований лондонских таксистов. Водители запоминали подробные карты огромного города для сдачи экзамена: чем больше знал испытуемый, тем крупнее был его гиппокамп — отдел, отвечающий за память.

Таким образом, современная наука пришла к окончательному выводу, что мозг способен меняться всю жизнь, а следовательно, обучение — это естественное и перманентное его состояние. Потому и заставлять никого не надо — нужно только создать такие условия, в которых мозг будет учиться тому, чему хотите научиться вы сами (иначе он усвоит что-нибудь бесполезное вроде очередной дурной привычки).

Для того чтобы это произошло, необходимы (кроме собственно мозга) несколько компонентов: мотивация — чтобы активизировать его ресурсы; внимание — чтобы обратить его на определенный предмет; память — чтобы усвоить узнанное; творческая свобода — чтобы позволить мозгу построить новые связи. И отсутствие препятствий в этом сложном процессе.

Как заставить ребенка учиться?

На мой взгляд, при обсуждении вопроса мотивации к учебе важно разделить методы – для школьников и студентов. Казалось бы, и те, и другие ходят на уроки и пары, конспектируют и учат новый материал, но всё же разница тут есть, причём вполне ощутимая.

Как заставить ребенка учиться? Школьник находится как раз в том возрасте, когда за него несут ответственность родители. Немалую роль в мотивации ребенка к учебе играют как раз действия родителей.

Родители могут поощрить школьника или наоборот – наказать за неуспеваемость. А следить за оценками школьника родителям помогают учителя. Так что ребенок, скорее всего, под давлением родителей и так будет неплохо мотивирован на учебу.

Как мотивировать ребенка к учебе?

В вопросе, как мотивировать ребенка к учебе, метод кнута и пряника для родителей в случае немотивированного школьника работает на ура. Достаточно пообещать за успешное окончание учебного года какую-нибудь награду, и вот, у него уже есть вполне видимая цель, к которой он будет стремиться.

Такой целью может быть новый велосипед или новый компьютер. Тут уж смотрите сами, какие интересы у вашего ребенка.

Как заставить ребенка учиться?

Вариант для более строгих родителей – это пригрозить школьнику, что за неуспеваемость он будет лишен карманных денег или же просто сокращен в финансах.

Ну и опять же, тут всё индивидуально, и родителям стоит обратить внимание на то, какими ценностями ребенок дорожит больше всего. Для некоторых детей угроза лишения развлечений станет отличной мотивацией к учебе. Выяснив приоритеты и ценности своего чада, родители смогут понять, как заставить ребенка учиться.

Как заинтересовать ребенка учебой

Главное – заинтересовать ребенка в учебе. Если просто повелительным тоном заставлять школьника учиться, то для него это станет исключительно учебой ради учебы. А тогда и речи не может быть ни о какой мотивации. Как же заинтересовать ребенка учебой?

Расскажите ребенку о перспективах, которые ждут его при хорошей учебе. Как полезны и интересны могут быть знания, если правильно подойти к их получению. Это будет действенной мотивацией к учебе.

Мой совет родителям: не забывайте, что для вашего ребенка именно вы – главный педагог и наставник, главный пример. В ваших силах показать ребенку, какие просторы открывает образование и как интересно может быть узнавать что-то новое.

Создайте мотивирующую атмосферу для учебы в школе, а отличные оценки придут со временем!

Канцелярия тоже мотивирует на учебу на отлично

Вы когда-нибудь замечали, что решать задачи по алгебре намного приятнее в начале года, когда в пенале лежат новенькие письменные принадлежности, а тетрадь еще не запачкана зачеркиваниями и неаккуратными пометками на полях?

Создайте мотивирующую атмосферу для учебы в школе, а отличные оценки придут со временем!

Это не секрет, что большинство успешных школьников и студентов придают очень важное значение также и тому, как выглядит их рабочее место. Именно поэтому перед тем, как сесть за домашнюю работу, не поленитесь прибраться в комнате и особенно на приятную атмосферу: зажгите свечу или декоративные огоньки, приготовьте себе чашечку ароматного чая или кофе, проветрите помещение. Не забудьте также приобрести красивые тетради, удобные ручки, разноцветные маркеры. Любую канцелярию для успешной учебы можно найти на Алиэкспрессе. Приучайте себя писать аккуратно и выделять важную информацию маркерами любимых цветов. Это поможет вам легче и быстрее запоминать правила.

Еще, для того, чтобы мотивироваться на обучение всегда, в любом месте, даже по дороге в школу или институт, можете подписаться на сообщества в соцсетях по тематике обучения, например, study hard journal.

Мотивируйте себя на учебу, тогда она будет даваться легче, а результаты будут лучше

Подходите к процессу учебы креативно и нестандартно! Применяя все вышеизложенные советы вы быстро поймете, что учеба на отлично — это не сложно (а иногда даже и интересно!).

Создайте мотивирующую атмосферу для учебы в школе, а отличные оценки придут со временем!

Всегда выполняйте домашние задания, используйте специальные мобильные приложения и сайты для учащихся, создайте уютный «учебный уголок«, сделайте ваши конспекты более красочными. Получайте удовольствие от процесса, а тогда и отличные оценки не заставят себя долго ждать!

Подростковая лень для родителей

Давление и насильственные методы не помогут подростку перестать лениться, а ухудшат ситуацию. Нельзя кричать, забирать телефон/компьютер, ограничивать общение с друзьями. Так подросток только озлобится на вас ещё больше.

Как избавить подростка от лени

Подростки уклоняются от домашних обязанностей, потому что не видят в них смысла. Они знают: придет мама с работы и выбросит мусор, приготовит ужин и уберется в квартире. Смысл делать работу за маму?

Выполнять всю домашнюю работу самостоятельно, а потом злится, что ребенок не помог – частая ошибка родителей. Распространенная ситуация, когда ребенок предлагает свою помощь, а родитель отказывается. Такое повторяется несколько раз, у подростка в голове закрепляется утверждение: «моя помощь не нужна, раз от нее отказываются». Неправильной моделью поведения родителей провоцируется подростковая лень. Что делать в таких ситуациях:

Подростковая лень для родителей
  1. Чаще просите подростка о помощи. Не ждите, что он придет самостоятельно. Скажите, что вы очень устали, вам нужна помощь. Главное – спокойный тон, без агрессии и обиняков.
  2. Не попрекайте ребенка за лень, неправильно сделанную работу. Обязательно хвалите за выполнение: «ты отлично пропылесосила, на ковре ни пылинки»; «ты очень помог мне с готовкой, благодаря тебе ужин получился очень вкусным». Похвала – лучшая мотивация.
  3. Если нужно покритиковать, обязательно перед этим похвалите за старания. Критика должна быть спокойной и мягкой, иначе это отобьет желание помогать.

Как побороть лень ребенка раз и навсегда с помощью системы ценностей

Важные вещи для подростка – общение и развлечения. Превратите их в привилегии. Проанализируйте, на что ребенок тратит большую часть времени: прогулки, компьютерные игры или социальные сети. Установите правила: компьютер или смартфон до определенного времени, и в случае выполнения домашних обязанностей. Важно четко ограничить работу по дому подростка, например:

  • заправить постель после пробуждения;
  • сразу помыть посуду после еды;
  • помочь с приготовлением обеда/ужина;
  • раз в неделю прибираться в своей комнате, в гостиной.

За грубое невыполнение обязанностей придумайте штрафы. Дайте возможность ребенку избавиться от штрафа, если он выполнит маленькое задание (протрет пыль, сходит за продуктами и т. п.). За исполнение всех обязанностей в течение недели или месяца придумайте поощрение: деньги, покупка новой вещи, поездка в развлекательный центр.

Что делать, если подросток ленится учиться – советы психолога

Если ленится учиться ребенок до 14-15 лет, помогите ему сделать уроки интересными. Придумайте необычные задания, которые помогут эффектно освоить материал. Отведите вечера на просмотр научно-популярных видео по предметам, которые даются наиболее тяжело в школе. Покажите, что учеба это не только конспекты и заучивание материала. Если позволяет финансовое положение, наймите высококвалифицированного репетитора.

Подросток ленится перед поступлением в университет

Подростковая лень для родителей

Подростки в старших классах часто не знают, куда поступать. Если вы настаиваете на том, чтоб ребенок пошел на определенную специальность, задайтесь вопросом:

«А нужно ли это моему ребенку»?

Обеспечить подростку хорошее будущее невозможно, заставив его поступить на неинтересную, но прибыльную специальность. Если он не хочет поступать, будет саботировать учебу, проваливать экзамены.

В 10-11 классе чаще разговаривайте с подростком о его мечтах, планах на жизнь. Если он выберет творческую специальность, которая в ваших глазах кажется провальной – не давите. Он и без того напуган. Побороть лень возможно только тогда, когда ребенок сам этого захочет.

Читайте также:  Мужчина-пикапер — кто это такой, и как не стать его жертвой?